Рекомендовано ФГБОУ ВПО «Государственный университет
управления» в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по специальности
036401 «Таможенное дело» («квалификация (степень)
«специалист»).
Многолетняя практика таможенной деятельности привела
к необходимости перехода в управлении таможенной системы
к новому современному типу. На основе международных
правовых актов в области таможенного дела была
разработана Концепция развития таможенного контроля
после выпуска товаров и (или) транспортных средств,
целью которой является разработка эффективного механизма
таможенного контроля, обеспечивающего сбалансированность
мер по обеспечению экономической безопасности
государства и содействию международной торговле.
Данное учебное пособие направлено на изучение
основных методов таможенного контроля после выпуска
товаров и овладение различными методами таможенной
проверки; формирование навыков применения методов
таможенного контроля после выпуска товаров для
выполнения поставленных в Концепции задач, что
способствует ускорению совершения таможенных операций, а
также созданию благоприятных условий для законопослушных
участников ВЭД; дан анализ таможенной проверки как
элемента финансового контроля.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
2. Таможенная проверка
2.1. Основные положения о форме таможенного контроля
таможенная проверка
2.2. Камеральная таможенная проверка
2.3. Выездная таможенная проверка
2.4. Особенности таможенного контроля отдельных
категорий участников ВЭД
2.5. Права и обязанности лиц при проведении таможенной
проверки
2.6. Результаты таможенной проверки. Документирование
результатов таможенной проверки
3. Взаимодействие структурных
подразделений таможенных органов при организации
таможенного контроля после выпуска товаров
4. Таможенная проверка как элемент
финансового контроля
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Возникновение и развитие таможенного дела вызвано
внутренними потребностями каждого государства в
обеспечении национальных, в большей мере экономических
интересов.
Таможенная политика как инструмент управления
таможенными правоотношениями базируется на общих
принципах, направленных на обеспечение государственных
интересов в условиях динамично меняющейся среды мировой
экономики, в силу чего актуализируются применяемые меры
регулирования и правила ведения внешнеэкономической
деятельности.
Таможенные отношения оказывают существенное влияние
на характер международных экономических отношений, а
таможенная политика является мощным инструментом
регулирования внешнеэкономической деятельности и
поддержания баланса интересов стран мирового сообщества.
Единство таможенного пространства государства в виде
внешних и внутренних территорий является одним из
основополагающих принципов таможенной политики
государства. Непосредственно таможенная граница - это
предел территории, на которой действует единое
таможенное законодательство и ведется единый
статистический учет внешней и внутренней торговли.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона «О
таможенном регулировании в Российской Федерации» (от
27.11.2010 No 311-ФЗ), таможенное дело в Российской
Федерации представляет собой совокупность средств и
методов обеспечения соблюдения мер таможенно - тарифного
регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе
товаров в Российскую Федерацию и вывоза товаров из
Российской Федерации.
Таким образом, организация таможенного дела означает
обустройство таможенного пространства, создание системы
управляющих и управляемых органов, координацию их
действия, обеспечение эффективного функционирования
организационно-технологического механизма регулирования
внеш неэкономической деятельности (ВЭД).
Многолетняя практика таможенной деятельности привела
к необходимости осуществления перехода в экономическом
управлении таможенной системы от «таможни для
правительства» к новому современному типу «таможни для
участников ВЭД». От того, как будут происходить
переориентация таможенной политики в направлении защиты
интересов участников ВЭД, создание экономических условий
для ускорения товарооборота и т.д., будут зависеть не
столько экономические результаты таможенной
деятельности, сколько экономический рост предприятий и
организаций, участвующих в реальном секторе производства
и логистики.
Совершенствование организации управления в таможенных
органах направлено к переходу к «бесконтактной» таможне,
к системе электронной обработки информации, применения
новейших информационных технологий, соответствующих
требованиям времени, к развитию и улучшению технических
средств контроля и таможенного законодательства, к
увеличению количества и изменению качественного
содержания объектов таможенного контроля.
Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 No
1125-р (действующего в редакции от 26.09.2013) утвержден
план мероприятий, направленных на совершенствование
таможенного администрирования.
План мероприятий «Совершенствование таможенного
администрирования» призван упростить порядок перемещения
товаров и транспортных средств через таможенную границу
Таможенного союза при их ввозе в Российскую Федерацию и
вывозе из Российской Федерации. Планом предлагается
усовершенствовать таможенные операции, сделать их более
простыми,
быстрыми, прозрачными, менее затратными с одновременным
повышением эффективности таможенного контроля за счет
применения современных информационных технологий и
смещения акцентов таможенного контроля на этап после
выпуска товаров [5].
Реализация мероприятий, предусмотренных «дорожной
картой», позволит создать условия для улучшения
инвестиционного климата в Российской Федерации.
Целями «дорожной карты» являются:
- сокращение количества документов, требуемых для
совершения таможенных операций и таможенных процедур
при ввозе товаров и транспортных средств в
Российскую Федерацию и их вывозе из Российской
Федерации;
- сокращение сроков подготовки и получения
документов, необходимых для завершения процедур
экспорта и импорта товаров;
- сокращение сроков прохождения всех процедур,
связанных с ввозом товаров и транспортных средств в
Российскую Федерацию и их вывозом из Российской
Федерации;
- сокращение доли теневого оборота импортных
товаров на российском рынке;
- внедрение технологий таможенного декларирования
и выпуска товаров, позволяющих сократить сроки
прохождения административных процедур в связи с
ввозом товаров и транспортных средств в Российскую
Федерацию и их вывозом из Российской Федерации до
минимальных значений, а также смещение акцентов
таможенного контроля на этап после выпуска товаров.
Кроме того, в мировом сообществе XXI века на первые
позиции выходят проблемы безопасности и возрастает роль
и значимость правоохранительных функций таможенных
органов. Немаловажным фактором в этом направлении работы
является развитие таможенной инфраструктуры на основе
финансовой самообеспеченности. Оказание услуг в области
таможенной интермодельной логистики, развитие
околотаможенной сферы, создание
институтов таможенного аудита и таможенной
финансово-банковской деятельности,
информационно-виртуальных услуг являются наиболее
перспективными направлениями организации таможенного
дела.
Таможенные органы, как часть государственного
механизма, наделены властными полномочиями и
компетенцией для осуществления внешнеторгового
регулирования в специфически присущих
организационно-правовых формах и функциях, где среди
исчерпывающего перечня форм таможенного контроля,
приведенных в статье 110 Таможенного кодекса Таможенного
союза [1], содержится таможенная проверка, которая
реализует функции таможенного аудита, то есть тот самый
таможенный контроль на этапе после выпуска товаров.
Безусловно, таможенное и валютное регулирование в
России являются сложными административными механизмами.
В этой связи нельзя отнести к простым операциям все, что
связано с осуществлением ВЭД. Вступая в таможенные
правоотношения, участники экспортно-импортных операций
невольно попадают в зону рисков. Поэтому для того, чтобы
минимизировать возможные риски во внешнеэкономической
деятельности предприятия при проведении экспортных и
импортных операций, весьма разумно своевременно
ознакомиться как с аспектами законодательства, так и с
формами и методами государственного контроля,
применяемыми при осуществлении внешнеэкономических
сделок в области торговли товарами, услугами,
информацией и интеллектуальной собственностью.