Учебник «Международно-правовые проблемы государств –
участников СНГ» позволит расширить представления будущих
специалистов различных областях о Содружестве
Независимых Государств, что будет способствовать
формированию четких представлений о роли России, как в
рамках СНГ, так и в мировом сообществе.
В работе представлены точки зрения ведущих
отечественных и зарубежных специалистов по тематике
Содружества, а также характеристика базовых официальных
документов, политические планы и декларации, касающиеся
стратегии развития интеграционного строительства. Особое
внимание уделено таким актуальным проблемам
современности, как: координация государствами –
участниками СНГ внешнеполитической деятельности;
сотрудничество в формировании и развитии общего
экономического пространства, общеевропейского и
евразийского рынков, в области таможенной политики;
вопросы обеспечения коллективной безопасности в
различных регионах СНГ, предотвращения или разрешения
вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве;
миграционная
политика в масштабах Содружества; сотрудничество в
гуманитарной сфере; борьба с преступностью.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Понятие и основные признаки международной организации. Особенности создания
региональных международных организаций
1.2. СНГ: история создания, состав, цели, задачи и принципы взаимоотношений
государств-участников.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНОВ СОДРУЖЕСТВА
НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
2.1. Уставные органы СНГ
2.2. Внеуставные органы СНГ
2.3. Органы СНГ, созданные Советом глав государств
2.4. Органы отраслевого сотрудничества
ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ
3.1. Международно-правовые основы экономической интеграции
3.2. Межгосударственные организации СНГ в сфере экономических отношений
ГЛАВА 4. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ –
УЧАСТНИКОВ СНГ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ
4.1. Организационно-правовая основа сотрудничества государств – участников СНГ в
таможенной сфере
4.2. Таможенный Союз государств – участников ЕврАзЭС
4.3. Основные направления взаимодействия таможенных служб государств –
участников ЕАЭС на пути формирования общего таможенного пространства
4.4. Суд ЕврАзЭС/ЕАЭС как мирное средство урегулирования споров в рамках
Таможенного союза
ГЛАВА 5. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В
СНГ
5.1. Понятие права международной безопасности
5.2. Региональная система коллективной безопасности в СНГ
ГЛАВА 6. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ В
ГУМАНИТРАНОЙ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТЯХ.
6.1. Сотрудничество в сфере трудовой миграции в рамках СНГ
6.2. Теоретико-правовые основы международного сотрудничества в борьбе с
преступностью
6.3. Организационно-правовые основы сотрудничества государств Содружества в
сфере борьбы с преступностьюя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В момент распада Советского Союза Содружество выступило структурообразующим
фактором создания принципиально новых межгосударственных отношений на обширном
евразийском пространстве при сохранении складывавшейся веками дружбы проживающих
здесь народов. А ведь вопросы возникали непростые. Судьба ядерного оружия.
Переход от единой армии к национальным вооруженным силам государств – участников
СНГ. Удалось избежать опасной эскалации обстановки, предотвратить, несмотря на
известные локальные конфликты, развитие событий по драматическому сценарию
югославского типа.
Создав институциональные и правовые условия для
равноправного диалoгa и сотрудничества по сложнейшим
проблемам, Содружество выполнило тем самым и важную
историческую миссию содействия становлению суверенных,
независимых государств, выбору каждым из них собственной
модели экономических реформ и путей государственного
строительства. Все это
относится к несомненным достижениям Содружества 1 .
Однако Содружество пока не смогло стать эффективным
механизмом обеспечения взаимовыгодного сотрудничества,
сближения народов и государств. Здесь есть и
объективные, и субъективные причины.
Облик СНГ, сложившийся на протяжении всей истории его
существования, характеризуется, в частности, свободным
выбором государствами форм и масштабов своего участия в
многостороннем взаимодействии. В современных условиях
реальное содержание партнерства в общем формате состоит:
в отраслевом сотрудничестве (транспорт, связь,
энергетика и т.д.); отдельных проектах в
торгово-экономической области; контактах по военной
линии (например, в рамках Объединенной системы ПВО); в
антитеррористическом и антикриминальном взаимодействии,
а также в интенсивно функционирующей системе
консультаций по широкому спектру вопросов на различных
уровнях, включая высший.
Следует отметить, что изначальная «аллергия»
участников уже на сам термин «наднациональность»
применительно к деятельности СНГ привела к тому, что не
были созданы даже такие механизмы исполнения принятых
решений, которые вполне могут функционировать на
межгосударственной основе и не требуют выхода на
наднациональный уровень. В pезультатe Содружество
представляет собой сегодня довольно аморфное образование
со свободным и на деле малообязывающим характером связей
при отсутствии системы ответственности за выполнение
принятых обязательств.
Есть все основания полагать, что эволюция Содружества
в полноценное интеграционное объединение, обеспечивающее
свободное передвижение товаров, услуг, капиталов и
рабочей силы, вoeнно-политическую близостьучастников,
возможна лишь в отдаленной перспективе. Трансформация
Содружества в полноценное интеграционное объединение не
входит в число
факторов, которые должны учитываться при формировании
сегодняшней практической политики (однако у экспертов не
вызывает сомнения тот факт, что национальные интересы
России, да и ее соседей, наилучшим образом могут быть
обеспечены именно через широкое интеграционное
сотрудничество государств, составлявших некогда единую
страну).
Повышенное внимание в рамках СНГ традиционно
уделяется гуманитарному сотрудничеству (в странах
Содружества проживает абсолютное большинство из 25
миллионов наших соотечественников за пределами России),
совместным усилиям по борьбе с трансграничной
преступностью, наркотрафиком, терроризмом, другими
современными вызовами и угрозами. Работа по всем этим
направлениям осуществляется на основе соответствующих
планов средне- и долгосрочного характера. Признание
объективной ограниченности возможностей Содружества в
его нынешней исторической форме не делает отношения
между государствами -участниками менее приоритетными.
Многостороннее взаимодействие в общем формате СНГ
обладает существенным потенциалом, который можно и нужно
использовать. Вопрос об итогах и перспективах СНГ
является одним из самых актуальных сегодня.
Принципиальные приверженцы многостороннего
сотрудничества акцентируют внимание на потенциал
взаимодействия и кооперации в решении общих проблем,
пытаются нащупать пути его реализации. Оппоненты
подчеркивают неэффективность, а то и вообще ненужность
СНГ 2.
Вместе с тем, важными тенденциями развития СНГ как
полноценного регионального интеграционного объединения
являются: сохранение и углубление взаимовыгодного
торгово-экономического сотрудничества, адаптация к
геополитическим и геоэкономическим реалиям,
скоординированное участие в решении общемировых и
региональных проблем, стоящих перед его участниками.
Изучение международно-правовых основ сотрудничества
государств – участников СНГ имеет как познавательное,
так и научно-практическое значение. Знакомство с целями
и практикой деятельности этой международной региональной
организации позволит студентам укрепить знания по теории
и практике международного сотрудничества государств –
участников СНГ,
приобрести навыки сравнительного правоведения, лучше
понять смысл происходящих событий в межгосударственных
отношениях на современном этапе их развития.
Шесть глав учебника посвящены анализу правовых основ
образования СНГ, целей и принципов этой организации,
системе ее органов, других важнейших положений Устава.
Значительное внимание уделяется рассмотрению вопросов
экономической интеграции в СНГ, сфере таможенного дела,
деятельности СНГ в гуманитарной и правоохранительной
областях и др. Учеб ник снабжен приложениями и удобным
понятийным инструментарием, который станет хорошим
подспорьем для самостоятельной подготовки студентов.
Вместе с тем, материалы учебника не являются
исчерпывающими, поскольку СНГ является динамично
развивающимся сообществом. Все это обязывает студентов
постоянно обращаться: к изменяющейся нормативной базе,
разработанной в Содружестве (двусторонним договорам
между отдельными государствами – участниками СНГ, к
национальным правовым актам, систематически публикуемым
в периодической печати и помещаемым на офици-
альном сайте 3 , материалам и информации о новых
межгосударственных соглашениях); деятельности высших и
иных органов СНГ, государств Содружества; монографиям и
научным статьям известных отечественных и зарубежных
исследователей, мнениям экспертов.
Формами организации учебного процесса могут являться:
лекции, семинарские или практические занятия,
консультации и проведение итоговой формы контроля на
заключительном этапе. Аудиторная работа, как уже
отмечалось, в обязательном порядке сочетается с
самостоятельной работой студентов в свободное время,
связанной с изучением международных документов и
необходимых нормативных правовых актов Российской
Федерации.
1. Общая территория государств, входящих в состав
СНГ, – более 20 млн. кв. км, население – 282 млн.
человек (2016 г.). В странах СНГ сосредоточено около
10,5 % мирового промышленного потенциала и почти 25 %
разведанных мировых запасов природных ресурсов.
Содружество имеет собственную символику и флаг.
2. Десятилетие Содружества Независимых Государств//
Международная жизнь. 2001. No 11. С. 3. Официальный сайт
Исполнительного комитета Содружества Независимых
Государств: http://cis.minsk.by.