Рекомендуется Федеральным государственным бюджетным
образовательным учреждением высшего профессионального
образования “Московский государственный университет леса”
к использованию в образовательных учреждениях, реализующих
образовательные программы ВПО по специальности 250401
“Лесоинженерное дело” по направлению подготовки 250400
“Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих
производств” Рецензия № 1596 от 06.12.2011г.
В учебнике изложены сведения, необходимые для
организации перевозок лесопродукции на внутреннем и
внешнем рынках. Даны под-робные сведения о лесопродукции
как объекте торговли, методах и средствах измерения
количества и определения качества лесопродукции. Приведены
основные требования действующих отечественных и
международных стандартов. Освещены особенности
фитосанитарного, валютного, таможенного контроля.
Представлены сведения о методах отслеживания происхождения
древесины. Рассмотрены коммерческие операции, подготовка,
заключение и ведение контрактов, ценообразование на рынке,
порядок взаиморасчетов. Даны особенности купли-продажи
лесопродукции с использованием международных терминов
ИНКОТЕРМС-2010, введенных в действие с 1 января 2011 года,
а также особенности организации перевозок лесопродукции
при вступлении России в ВТО и с вступлением в силу
требований регламента ЕС № 995/2010, запрещающих поставку
на рынок стран ЕС продукции из нелегально заготовленной
древесины. Освещены условия заключения договоров на
перевозку лесопродукции различными видами транспорта.
Оглавление
1.1. Мировые лесные ресурсы
1.2. Использование лесных ресурсов
1.3. Развитие лесного экспорта России
1.4. Прогноз потребления древесины в мире
2. ЛЕСОПРОДУКЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТОРГОВЛИ
2.1. Виды лесопродукции
2.2. Круглые лесоматериалы
2.3. Основные пороки круглых лесоматериалов и
пиломатериалов
2.4. Классификация круглых лесоматериалов
2.5. Хранение и учет лесоматериалов
2.5.1. Способы складирования
2.5.2. Хранение лесоматериалов
2.5.3. Способы защиты древесины
2.5.4. Хранение лесоматериалов на лесосеке
2.5.5. Хранение лесоматериалов на лесных складах
2.5.6. Выбор, планировка и содержание территории склада
2.6. Методы учета и определения объема круглых
лесоматериалов
2.6.1. Методы учета лесоматериалов
2.6.2. Обмер и учет лесопродукции
2.6.3. Определение объема лесоматериалов
2.6.4. Групповые методы измерения объема
2.6.5. Геометрический метод определения объема и оценка
качества круглых лесоматериалов, погруженных в вагоны и
на автомобили (по ОСТ 13-43-79 Е)
2.6.6. Определение качества круглых лесоматериалов
2.6.7. Метод гидростатического взвешивания
2.6.8. Весовой метод измерения
2.6.9. Метод измерения объема по числу пакетов
2.6.10. Учет и оценка дров
2.6.11. Маркировка
2.7. Пиломатериалы
2.7.1. Виды пилопродукции
2.7.2. Обмер и учет пиломатериалов
2.8. Фанера
2.9. Древесноволокнистые плиты
2.9.1. Древесноволокнистые плиты мокрого способа
производства
2.9.2. Древесноволокнистые плиты сухого способа
производст-ва
2.9.3. Древесноволокнистые плиты с лакокрасочным
покрытием
2.10. Древесностружечные плиты
2.11. Цементно-стружечные плиты
2.12. Фибролитовые плиты
2.13. Арболит
2.14. Столярные плиты
2.15. Шпон
2.15.1. Лущеный шпон
2.15.2. Строганный шпон
3. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ
ЛЕСНЫХ ГРУЗОВ
3.1. Перевозка лесных грузов автомобильным
транспортом
3.1.1. Автотранспортные средства
3.1.2. Технические характеристики автотранспортных
средств
3.2. Перевозка лесопродукции железнодорожным транспортом
3.2.1. Подвижной состав железных дорог
3.2.2. Железнодорожные габариты
3.2.4. Погрузка круглого леса
3.2.5. Формирование пакетов пиломатериалов
3.2.6. Погрузка пиломатериалов
3.3. Морской транспорт
3.3.1. Суда для перевозки лесных грузов
3.3.2. Способы укладки лесоматериалов в суда
3.3.3. Технология и механизация погрузки лесоматериалов
в суда
3.3.4. Морской порт и его элементы
3.3.5. Классификация портов
3.3.6. Краткая характеристика морских портов
Северо-Запада
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЕСОМАТЕРИАЛОВ
4.1. Классификация и характеристика грузовых
перевозок
4.2. Классификация грузовых перевозок
4.3. Смешанные перевозки
4.4. Современные транспортно-технологические системы
4.5. Транспортная классификация грузов
4.6. Тарифная система
4.7. Грузовые тарифы на автомобильном транспорте
4.8. Порядок перевозки тяжеловесных грузов
4.9. Система грузовых тарифов на железнодорожном
транспорте
4.10. Грузовые тарифы на речном транспорте
4.11. Грузовые тарифы на морском транспорте
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. Виды внешнеторговых операций
5.2. Виды внешнеторговых сделок
5.2.1. Купля продажа
5.2.2. Товарообменные операции
5.2.3. Аренда
5.2.4. Лизинг
5.2.5. Международное производственное и
научно-техническое сотрудничество
5.2.6. Посреднические услуги
5.3. Торговые организации и объединения
5.4. Методы проведения внешних сделок
5.5. Направления международной внешнеторговой
деятельности
5.6. Право ведения внешнеэкономической деятельности
5.7. Содействие развитию внешнеторговой деятельности
5.7.1. Мероприятия, содействующие развитию
внешнеторговой деятельности
5.7.2. Информационное обеспечение внешнеторговой
деятельности
5.8. Базисные условия поставки товара
6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГОВЫЕ КОНТРАКТЫ
6.1. Виды и особенности контрактов
6.2. Стороны контракта
6.3. Предмет и объект контракта
6.4. Деловые переговоры
6.5. Протокол о намерениях
6.6. Подготовка контракта
6.7. Виды и особенности торговых контрактов
6.8. Виды контрактов купли-продажи
6.9. Содержание контракта купли-продажи
6.10. Количество товара
6.11. Цена лесопродукции на международном рынке
6.11.1. Базис цены
6.11.2. Способы фиксации цены
6.11.3. Уровни цен в контракте
6.11.4. Надбавки к цене и скидки с цены
6.11.5. Валюта цены
6.12. Условия, сроки и способы платежа
6.13. Валютный контроль
6.14. Порядок обоснования недополучения валютной выручки
6.15. Фитосанитарный контроль
6.16. Сдача-приемка товара
6.17. Ответственность за нарушение контракта
7. КОНТРАКТНЫЕ УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ
ЛЕСОПРОДУКЦИИ
7.1. Транспортные услуги
7.2. Условия международных перевозок лесопродукции
автомобильным транспортом
7.3. Международные перевозки грузов с применением
операции МДП
7.4. Перевозки грузов железнодорожным транспортом
7.5. Перевозочная документация на железнодорожном
транспорте
7.6. Расчет сроков доставки грузов железнодорожным
транспортом
7.7. Формы организации международных судовых перевозок
7.8. Формы фрахтования судов
7.9. Способы фрахтования судов
7.10. Формы договоров морской перевозки грузов
7.11. Страхование при международных перевозках
8. ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ПЕРЕВОЗОК ЛЕСОПРОДУКЦИИ
8.1. Таможенные органы и их функции
8.2. Основные положения перемещения товаров через
таможенную границу
8.3. Таможенное регулирование
8.4. Классификация таможенных режимов
8.5. Характеристика таможенных режимов
8.6. Таможенное оформление грузов
8.7. Декларирование товаров
8.8. Таможенный тариф
8.9. Исчисление таможенных пошлин, налогов
8.10. Товарная номенклатура внешнеэкономической
деятельности
8.11. Расчет таможенной пошлины
8.12. Порядок и сроки уплаты таможенных пошлин, налогов
8.13. Таможенный контроль
8.14. Оформление паспорта сделки
8.15. Алгоритм действий декларанта в процессе
прохождения таможенного оформления экспорта
лесопродукции
9. ОТСЛЕЖИВАНИЕ ЦЕПОЧКИ ПОСТАВОК
ЛЕСОПРОДУКЦИИ
9.1. Закон Лэйсли
9.2. Регламент Европейского Союза, запрещающий поставки
на рынок ЕС продукции из нелегально заготовленной
древесины
9.3. Новые правила экспорта лесопродукции при вступлении
России в ВТО
9.4. Лесная сертификация
9.5. Документы, подтверждающие происхождение древесины
Приложения
Введение
В современном обществе очень немногие потребности
человека могут быть удовлетворены без помощи транспорта,
который используется для перевозки грузов к местам их
использования и людей к местам потребления товаров и
услуг. Транспорт связывает производство и потребление.
Он доставляет сырье к местам, где его легче
переработать, или готовые продукты к местам, где их
могут лучше использовать.
Особенностью транспорта как отрасли материального
производства является то, что он не увеличивает
количество общественного продукта. Хотя труд,
затраченный в транспортном производстве, не создает
новых потребительских стоимостей, он способствует
возрастанию стоимости пе-ревозимых предметов. Транспорт
не потребляет сырья и материалов, кото-рые вещественно
входят в конечный продукт. В составе затрат на
произ-водство промышленной продукции расходы на сырье и
основные материалы достигают 64%. В затратах
транспортной продукции такие расходы от-сутствуют, но
резко возрастают издержки на возмещение основных фондов
и рабочую силу. В промышленности эти расходы со-ставляют
18%, а на транспорте – около 40%. Амортизация основных
фондов в промышленности равна 5%, а на транспорте
достигает 28%. Транспорт относится к числу наиболее
фондоемких отраслей народного хозяйства, фондоемкость
транс-портных предприятий в 4 раза больше, чем в
промышленности.
Осуществляя перевозки внутри предприятий, между
предприятиями, районами и странами, транспорт влияет на
масштабы общественного производства и на темпы его
развития. Транспорт, перемещающий средства труда и
рабочих внутри предприятий, является
внутрипроизводственным, а между предприятиями, районами
и странами – транспорт сферы обращения.
Внутрипроизводственный транспорт функционирует на стадии
произ-водства, внутри производственной сферы, и его
работа является частью технологического процесса
предприятия.
Транспорт сферы обращения перевозит продукцию от
произ-водителя к потребителю, между предприятиями,
регионами и странами и выполняет функции обращения.
Транспортная промышленность составляет самостоятельную
отрасль производства.
Труд работников транспорта является производительным
трудом, он создает национальный доход, увеличивает
стоимость общественного богатства. В транспорте, как и в
других сферах, имеют место все три элемента
материального производства: орудия труда – транспортные
средства, предмет труда – перевозимые грузы, труд -
целесообразно направленная деятельность. В процессе
этого труда происходит один из видов материальных
перемен с предметом труда – перемена местоположения
продукции. Перевозка превращает товар в реальную
потребительскую стоимость для потребителя.
Чем быстрее груз доставляется потребителям, тем
меньше время об-ращения и тем больше оборотов совершают
оборотные средства предприятия, тем больший объем
продукции выпустит промышленность при тех же
производственных ресурсах.
Транспорт – одна из обширных сфер международного
сотрудничества. Понятие международной перевозки
содержится в ряде международных соглашений, в
законодательстве страны. Особенностью международного
транспорта является наличие иностранного элемента,
осуществление пере-возок на условиях, установленных
международными соглашениями. По мере роста международной
торговли происходит увеличение поступлений и платежей по
перевозкам грузов различными видами транспорта, по
погрузке и выгрузке товаров, возрастают платежи и
поступления как за обслуживание и ремонт транспортных
средств, так и по различным сборам. При этом абсолютный
рост затрат, связанных с транспортировкой груза в сфере
мировой торговли, вызван как увеличением физического
объема экспорта и импорта товаров, так и повышением
тарифов и ставок фрахта за перевозку, ставок
стивидорских услуг, сборов и т.д.
В мировой торговле перевозка товаров осуществляется
различными видами транспорта.
На автомобильном, воздушном и водном транспорте возможно
вы-полнение перевозок за границу в рамках договора,
заключенного по внутренним правилам страны отправления,
при наличии разрешения органов другого государства на
пересечение границы. Ввиду технологических различий и
эксплуатационных особенностей железнодорожного
транспорта в отдельных странах невозможно выполнение
международной перевозки с применением на иностранных
железных дорогах договора, заключенного в стране
отправления. Если отсутствует соглашение о международном
со-общении, то международная железнодорожная перевозка
может быть осуществлена на основе нескольких договоров,
заключенных по правилам законодательства стран
следования груза. Организация международных перевозок
требует знаний не только международных соглашений, но и
национальных особенностей осуществления перевозок в
странах следования грузов.
Особенностью международных перевозок лесопродукции
является требование мировой общественности и законов
ряда государств к легальности происхождения древесины.
Это требует документального отслеживания цепочки
поставок лесопродукции от мест заготовок до конечного
потребителя.