Изложены основные положения технологии механизации и
автоматизации погрузочно-разгрузочных работ в
транспортной логистике. Приведена классификация и
рассмотрены основные типы подъемно-транспортных машин.
Рассмотрены вопросы организации при выполнении
погрузочно-разгрузочных работ, в том числе для работы
внутри аэродромов при загрузке воздушных судов грузами.
Дана экономико-математическая модель
погрузочно-разгрузочной системы. Приведена методика
расчета оснащенности грузовых фронтов и складов, сфера
применения робототехнических систем на транспорте. Книга
рекомендована студентам и преподавателям высших учебных
заведений в качестве учебника по программе бакалавриата
по направлению подготовки 25.03.04 «Эксплуатация
аэропортов и воздушных судов» по дисциплинам:
«Технологические процессы в аэропортах», «Аэровокзальные
и грузовые комплексы» и «Механизация и автоматизация
погрузочно-разгрузочных работ на транспорте», для
бакалавров и магистров направления подготовки
23.03.01«Технология транспортных процессов» профиля
транспортная логистика.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Грузы
1.2. Транспортная тара и контейнеры. Классификация тары
Глава 2. Подъемно –транспортные
машины (ПТМ)
2.1. Определение технологических параметров подъемно-транспортных машин
Глава 3. Грузоподъемные машины
3.1 Мостовые краны
3.2. Козловые краны
3.3. Мостовые перегружатели
3.4 Портальные краны
3.5. Автомобильные краны
3.6. Стреловые самоходные краны
3.7. Краны-штабелеры
3.8 Крановые механизмы грузоподъемных машин
3.9. Элементы грузоподъемных кранов
3.10 Крановые устройства
Глава 4. Погрузочно-разгрузочные машины
4.1. Автопогрузчики и электропогрузчики
4.2. Контейнерные автопогрузчики. Контейнерные автопогрузчики с телескопическими
стрелами
4.2.1 Расчет потребности технических средств для обработки контейнеров
4.2.2 Определение мощности приводов автопогрузчиков с телескопической стрелой
4.3. Средства механизации погрузки и разгрузки багажа, грузов и бортового
питания для воздушного транспорта
Глава 5. Транспортирующие машины
5.1. Транспортирующие машины с тяговым рабочим органом (конвейеры)
5.2. Расчет ленточных конвейеров
5.3. Пластинчатый конвейер
5.4. Двухленточно-пластинчатый конвейер
5.5. Роликовый конвейер
5.6. Подвесные цепные конвейеры
5.7. Винтовые конвейеры
5.8. Расчет конвейеров на ЭВМ
5.9. Вертикальная конвейерная система
5.10. Основы выбора типа транспортирующей машины
Глава 6. Высокопроизводительные комплексы ПТМ
Глава 7. Роботы и робототехнические системы на транспорте
Глава 8. Вспомогательные средства механизации
Глава 9. Технология погрузочно-разгрузочного процесса основных
грузов
9.1. Понятие о технологии погрузочно-разгрузочных работ
9.2. Роль инженеров-технологов в создании и внедрении технологии
погрузочно-разгрузочных работ
9.3. Основные виды технологических процессов обработки грузов на транспорте
9.4. Основные технологические операции перегрузочного процесса
9.5. Характеристика технологического процесса погрузочно-разгрузочных работ
9.6. Технологические характеристики перегрузочных машин
9.7. Расчет показателей технологического процесса технологической линии
Расчет численности рабочих для расстановки их на объекте
9.8. Рабочая технологическая карта
9.9. Виды технологического процесса погрузочно-разгрузочных работ
9.10. Технологическая схема переработки груза и ее анализ
9.11. Анализ технологической схемы переработки груза на складе контейнеров
Глава 10. Комплексная механизация и автоматизиция
погрузочно-разгрузочных работ на транспорте
10.1. Основы проектирования механизации погрузочно-разгрузочных работ
10.2. Механизация технологических процессов грузового комплекса аэропорта
10.3. Технология и механизация переработки груза в аэропортах
Глава 11. Экономико-математическая модель
погрузочно-разгрузочных работ на транспорте
Глава 12. Организация перегрузочных процессов
12.1. Организация погрузки – выгрузки грузов в самолеты
12.2. Организация погрузочно-разгрузочных работ грузовых самолетов
Контейнеры
Глава 13. Требования безопасности при выполнении
погрузочно-разгрузочных работ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развития транспортной логистики, особенно с развитием
интермодальных перевозок, существенное значение приобретают организация движения
на транспорте, технология, механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных и
складских работ. Перевозочный процесс грузов одно из связующих звеньев
транспортной логистики – это движения материальных ценностей от грузоотправителя
до грузополучателя. Этот процесс сопровождается погрузкой груза в транспортное
средство, выгрузкой груза из транспортного средства, хранением какое-то время
груза на складе, перегрузкой на другие виды транспорта и доставка грузов
потребителям. В зависимости от вида груза склады подразделяются на разные типы:
открытые, закрытые и контейнерные. При перевозке грузов участвуют различные виды
транспорта (автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный, трубопроводный,
промышленный). Как правило, при перевозке одного и того же вида груза принимают
участие от двух до трех, а иногда и более видов транспорта. По пути следования
при внутренних смешанных или интермодальных перевозках с одним и тем же грузом
выполняется несколько погрузочно-разгрузочных операций. Эти операции
осуществляются с помощью комплексной механизации и автоматизации
погрузочно-разгрузочных работ. В этих работах занято значительное количество
работников, особенно там, где еще не исключены ручные работы (вспомогательные и
подсобные операции).
Механизацию и автоматизацию погрузочно-разгрузочных и складских работ на
транспорте осуществляют подъемно-транспортные машины. С учетом специфики видов
транспорта следует различать подъемно-транспортные машины общего и специального
назначения. В настоящее время на транспорте применяются подъемно-транспортные
машины не только с ручным управлением, но также с дистанционным и программным
управлением, например, автоматические краны-штабелеры, работающие на складах, а
также роботы – автоматы с программным управлением в составе робототехнических
комплексов. Это роботы первого поколения применяемые, в частности, для
формирования и расформирования транспортных и складских пакетов. Роботы второго
поколения снабжены аналогами органов чувств – сенсорными устройствами. Эти
роботы определяют размеры грузов и координаты их перемещений, они способны
адаптироваться к различным ситуациям, запоминают и воспроизводят заданную
программу требуемое количество раз.
Автостропы для захвата и перемещения контейнеров – это простейшие роботы,
которые позволяют автоматизировать процесс захвата и отсоединения грузов и
исключить тяжелый и опасный труд стропальщиков.
Важнейшим направлением в перевозочном процессе является пакетизация и
контейнеризация грузов. Увеличение объема перевозок пакетированных и
контейнерных грузов повышает уровень комплексной механизации и автоматизации
погрузочно-разгрузочных работ.