Изложены основные положения влияния транспортных
характеристик грузов при выполнении
погрузочно-разгрузочных, складских и перевозочных работ
на транспорте.
Рассмотрены вопросы организации при выполнении
погрузочно-разгрузочных работ. Приведена транспортная
классификация и рассмотрены основные специфические
свойства грузов. Установлены нагрузки, влияющие на
сохранность грузов при перевозке. Приведена методика
расчета возможных потерь грузов при перевозке и хранении
отдельных видов грузов на транспорте. Рекомендована
методика изучения дисциплины для студентов, получающих
образование с использованием современных технологий
образования.
Оглавление
Введение
1.1. Классификация грузов по способу перевозки
1.2. Классификация грузов по физико-химическим свойствам
1.3. Классификация по режиму перевозки
1.4. Классификация по совместимости различных грузов
1.5. Классификации перевозимого груза на воздушном транспорте
ГЛАВА 2. ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРУЗОВ
2.1. Объемно-массовые характеристики грузов. Единицы измерения
2.2. Физико-механические характеристики насыпных и навалочных грузов
2.3. Специфические свойства грузов
ГЛАВА 3. ТРАНСПОРТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУЗОВ
3.1. Наливные грузы
3.2. Насыпные и навалочные грузы
3.3. Руды и рудные концентраты
3.4. Удобрения, соль, сахар-сырец
3.5. Минерально-строительные материалы
3.6. Генеральные (смешанные) грузы
3.7. Скоропортящиеся грузы и сырые животные продукты
3.8. Опасные грузы
3.9. Лесоматериалы
ГЛАВА 4. ШТУЧНЫЕ ГРУЗЫ, ТАРА И УПАКОВКА
4.1. Понятие о таре и упаковке. Назначение и основные функции
4.2. Система размеров тары
4.3. Процесс упаковки
4.4. Особенности подготовки груза к воздушной перевозке грузов
ГЛАВА 5. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ О ГРУЗАХ
5.1. Автоматизированные информационные системы
5.2. Маркировка тарно-штучных грузов
5.3. Требования к упаковке и маркировке грузов при особых условиях перевозки на
воздушном транспорте
ГЛАВА 6. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАСЧЕТА ПРОЧНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ
ТАРЫ
6.1. Факторы, влияющие на прочность тары
6.2. Усилия, действующие на тару
6.3. Расчет прочности картонной тары
6.4. Динамическая характеристика амортизационных материалов
6.5. Расчет параметров амортизационных прокладок
ГЛАВА 7. ПАКЕТИЗАЦИЯ ГРУЗОВ
7.1. Пакетные перевозки грузов
7.2. Метод формирования транспортного или складского пакета
7.3. Нагрузки, действующие на транспортный пакет
7.4. Расчет прочности полимерных пленок
7.5. Внешние силы, действующие на пакеты
7.6. Систематика формирования упаковочных и грузовых единиц
7.7. Требования к идеальному транспортному пакету
ГЛАВА 8. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА И КАЧЕСТВА ГРУЗА
8.1. Определение массы груза при перевозке
8.2. Методы исследования свойств грузов
8.3. Естественная убыль грузов
8.4. Повреждение и порча грузов
8.5. Совместное хранение и перевозка грузов
8.6. Основные условия качества перевозки грузов
8.7. Влияние климатических условий на качество перевозки грузов
ГЛАВА 9. КОНТЕЙНЕРИЗАЦИЯ ГРУЗОВ
9.1. Основные технологические характеристики контейнеров
9.2. Перевозка грузов в универсальных контейнерах
9.3. Размещение и крепление грузов в универсальных контейнерах
9.4. Методы расчета нагрузок, испытываемых контейнером
ГЛАВА 10. ТРАНСПОРТНЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕПИ ДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВ
10.1. Характеристика грузопотоков
10.2. Параметры грузопотоков
ГЛАВА 11. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕРЕВОЗКИ И
ОБРАБОТКИ ГРУЗОВ
ГЛАВА 12. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ МЕХАНИЗАЦИИ
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ И СКЛАДСКИХ РАБОТ
12.1. Подъемно-транспортные машины и оборудование
12.2. Расчет потребности в подъемно-транспортных машинах
ГЛАВА 13. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ И ОБРАБОТКЕ
ГРУЗОВ
ГЛАВА 14. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
14.1. Типы судов для перевозки насыпных, навалочных генеральных и контейнерных
грузов
14.2. Типы самолетов для перевозки грузов
14.3. Грузовой вагонный парк
14.4. Грузовой автомобильный транспорт
ГЛАВА 15. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГРУЗОВЕДЕНИЯ
15.1. Система управления знаниями
15.2. Сетевые интегрированные среды для управления знаниями
15.3. Технологии дистанционного обучения
ВВЕДЕНИЕ
В процессе перевозки всеми видами транспорта находится зна¬чите¬ль-ное
количество грузов. Помимо внутренних грузовых перевозок, большое поступление
грузов идет из ближнего и дальнего зарубежья. Номенклатура грузов насчитывает
несколько тысяч наименований. В процессе транспорти-ровки проявляются
специфические свойства груза, и, следовательно, каждый вид груза в соответствии
с физико-химическими свойствами предъявляет свои требования к условиям
перевозки, перегрузки и хранения.
Знания о специфических свойствах груза, особенностях его взаимо-дей¬с¬¬т¬вия с
параметрами тары и упаковки, режимом хранения и перевозки, влия¬ни¬ем
транспортных процессов на груз включаются в понятие тран¬с-пор¬т¬ной
характеристики груза.
Транспортная характеристика груза определяет режимы перевозки, перегрузки и
хранения, объемно-массовые показатели, а также требования к техническим
средствам при выполнении грузовых операций. В транспортной логистике
транспортные характеристики используют при решении задач по рационализации
перевозочного процесса: при выборе типа подвижного состава, складского
оборудования, средств пакетирования грузов, разработке ус¬ловий их перевозки и
хранении.
Изучение транспортных характеристик, а также мероприятий, обеспе-чи¬вающих
сохранность грузов при перевозке, перегрузке и хранении, входит в курс
дисциплины «Грузоведение».
Грузоведение как научная дисциплина – это основа науки об эксплуатации
транспорта.
Грузоведение базируется на известном положении о том, что на транспорте грузы
должны подвергаться только материальному перемещению (в смысле пространственной
перемены места), при этом физические, химические и другие свойства грузов не
должны изменяться, так как в противном случае снижаются качественные
характеристики груза или он полностью придет в негодность.
Современная концепция грузоведения как научной дисциплины базируется на
следующих положениях.
1. Груз является материальной основой единства работы всех видов транспорта и
производственных подразделений каждого вида транспорта. На¬личие груза
оправдывает само существование грузового транспорта в структуре народного
хозяйства.
2. Грузоведение – научная дисциплина, имеющая проблемы и направления для
исследования.
3. Одной из основных причин несохранности грузов на транспорте, свя¬занных с
крупными авариями и с человеческими жертвами, является незнание или
игнорирование особенностей влияния нагрузок, специфических свойств грузов,
возникающих при движении транспортных средств, протекания теплофизических,
биохимических, гигроскопических, температурно-вла欬¬ностных процессов в грузах
в системе: «груз – склад – среда» (здесь «склад» – это борт воздушного лайнера,
трюм судна, ж/д вагон и т.п.).
Предметом грузоведения являются транспортные характеристики и транспортное
состояние грузов, взаимодействие грузов с окружающей средой и между собой,
взаимосвязь транспортного состояния грузов с технологией и организацией
транспортного процесса, оптимальные режимы хранения грузов.
Понятие груза. Составляющие транспортной характеристики и тран¬спортного
состояния груза
На разных этапах экономического цикла «производство – перевозка – потребление»
результат труда каждый раз предстает в новом качестве.
На первом этапе (производство) материальным результатом общест¬ве-нного труда
является продукт, т.е. категория, обладающая стоимостью и потребительской
стоимостью. Продукт полностью или частично может быть использован для продажи
или потребления в другом месте. В этом случае он становится товаром.
На втором этапе с момента передачи товара на транспорт для перемещения в
пространстве продукт обретает новое качество – он становится грузом, то есть
объектом транспортировки.
На третьем этапе – при продаже (передаче) заказчику, груз (товарная часть
продукта) снова выступает в роли продукта.
Стоимость продукта слагается из стоимости его изготовления, стоимости перевозки,
хранения и накладных расходов. Потребительская стоимость – максимальная, так как
она может быть реализована в полной мере.
Следовательно, в экономическом цикле «производство – перевозка – потребление»
материальный результат труда последовательно выступает в разных качествах по
схеме: «продукт – товар – груз – продукт». Эта схема может быть замкнута, если
на последнем этапе потребительская стоимость товара погашается потребителем, или
не замкнута, если потребительская стоимость товара используется для расширения
производства.
В процессе перемещения груза основными участниками производст-вен¬ного процесса
(перевозка груза) становятся не производитель и потребитель, а грузовладелец
(фрахтователь) и владелец транспортных средств (фра¬хтовщик) со своими
обслуживающими организациями. Перевозка и хра¬нение повышает стоимость продукта
для потребителя, поэтому следует всемерно сокращать транспортные издержки,
естественно, не в ущерб сохранности, своевременности и безопасности доставки
груза. Любая продукция, еще до того, как попасть на транспорт, обладает
необходимым набором свойств, качественные показатели которых в процессе
транспортировки не должны изменяться и ухудшаться с точки зрения потребителя.
Все полезные свойства продукта, которые характеризуют его потребительскую
стоимость, рассматриваются в дисциплине «товароведение».
Свойства продукта являются существенными на начальном и заключительном этапе
экономического цикла. На промежуточном этапе цикла – перевозка – продукт
становится грузом, и многие потребительские свойства, характеризующие его как
товар, оказываются несущественными, так как не влияют на процесс
транспортировки. При транспортировке на первый план выступают лишь те свойстве
товара, которые связаны с этим процессом и составляют транспортную
характеристику груза.
Транспортное состояние грузов – это совокупность качественных и количественных
показателей транспортной характеристики, сформированных для возможности
конкретной перевозки грузов, например, требующих специальной упаковки или не
требующих таковой.