В учебном пособии представлены организационные и методологические основы управления таможенными органами, раскрывается действующая организация управления таможенными органами, системой показателей и критериев оценки деятельности таможенных органов,управление таможенными органами с учетом рисков.
Учебное пособие предназначено для формирования у студентов компетенций в управленческой деятельности согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 036401 «Таможенное дело».
Предназначено для студентов высших образовательных учреждений, аспирантов, преподавателей, должностных лиц и руководителей таможенных органов и менеджеров организаций.
ВВЕДЕНИЕ
1.1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ
ОРГАНАМИ
1.2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ
ОРГАНАМИ
1.3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.4. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
1.5. ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ, СТРУКТУРА, НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА ФТС РОССИИ
2.2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ, СТРУКТУРА, НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕН, НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОДЧИНЕННЫХ ФТС
РОССИИ
2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ, СТРУКТУРА, НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ТАМОЖЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ
2.4. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ, СТРУКТУРА, НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ТАМОЖНИ
2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ, СТРУКТУРА, НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННОГО ПОСТА
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ
КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ
3.2. КОНТРОЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФТС РОССИИ
3.3. ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ТАМОЖЕННЫМИ
УПРАВЛЕНИЯМИ И ИХ СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ
ГЛАВА 4. УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
С УЧЕТОМ РИСКОВ
4.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ
ОРГАНАМИ С УЧЕТОМ РИСКОВ
4.2. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РИСКА И ЕГО ПОРОГОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ. МЕРЫ
РИСКА ПРИ ПРИНЯТИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
4.3. ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ
РИСКА
4.4. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С
УЧЕТОМ РИСКОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
ВВЕДЕНИЕ
Управление – это процесс системного воздействия
субъекта управления на объект управления для достижения
целей организации. Здесь организация – социальное
образование, имеющее специально созданную структуру;
деятельность ее подчинена определенной цели [1].
С позиций классической кибернетики управление есть
функция системы, ориентированная либо на сохранение ее
основного качества (совокупности свойств, потеря которых
влечет разрушение системы) в условиях изменения среды,
либо на выполнение некоторой программы,
обеспечивающей устойчивость ее функционирования или
развития в достижении определенной цели.
Определение в зависимости от выбираемого объекта
управления отражает два случая: первый имеет место в
самоорганизующихся системах (социально-экономических,
биологических); второй характерен для технических
систем. В каждом из них предопределяются и два основных
подхода к управлению: как к виду деятельности и как к
процессу. В свою очередь, выбор подхода зависит от
специфики и сложности объекта управления и ориентирует
на соответствующий спектр методов и средств его анализа
и принятия управленческих решений (качественных или
количественных). В управлении таможенными органами,
которые относятся к типу сложных
социо-экономико-технологических систем, в настоящее
время доминирующим является первый подход, и в
методическом спектре его доля качественных методов
анализа и принятия решений значительно превосходит долю
количественных.
Под управлением будем понимать процесс формирования и
реализации такого целенаправленного воздействия на
объект, в результате которого объект переходит в
требуемое (целевое) состояние.
В учебном пособии рассмотрены условия
функционирования и развития таможенных органов России на
современном этапе. Обосновывается необходимость
дальнейшего развития системы таможенного
администрирования и модели управления таможенными
органами России, принципы и направления такого развития.
Излагаются базовые положения теории управления
таможенными системами – проблемы, направления и подходы.
Наряду с этим обозначаются ключевые программные
документы, определяющие сущность и направления
реформирования системы государственного управления;
характеризуются этапы ее реформирования и основные
результаты.
Систему, в которой реализуются функции управления,
называют системой управления. Система управления в
таможенных органах состоит из следующих компонентов:
механизма управления, структуры управления, процесса
управления и механизма совершенствования системы
управления.
Механизм управления составляют: законы, принципы,
цели, методы и функции управления. Структура управления
включает: органы управления, кадры управления и
технические средства управления. Процесс управления –
это деятельность всех звеньев управления по достижению
целей управления. Механизм совершенствования системы
управления включает организацию изменений в ней в
результате развития объекта управления.
В управлении таможенными органами функции управления
занимают важнейшее место, так как они раскрывают
сущность и содержание управленческой деятельности на
всех уровнях и являются отражением распределения
обязанностей в сфере управления, требуют определенной
очередности и единства действий при их реализации для
получения намеченных результатов.
Классифицируя функции управления в системе таможенных
органов, их можно разделить на общие функции управления,
отражающие стадии процесса управления, и специфические
(конкретные) функции управления конкретными видами
оперативно-служебной деятельности
таможенных органов.
К общим функциям управления относятся: анализ и
прогнозирование оперативно-служебной обстановки,
планирование, организация, регулирование, учет и
контроль.
К специфическим функциям управления в таможенных
органах относятся следующие функции:
- управления таможенной деятельностью;
- управления финансово-экономической
деятельностью;
- управления социальной деятельностью;
- управления административно-хозяйственной
деятельностью;
- управления развитием таможенной инфраструктуры и
капитальным строительством;
- управления всесторонним материально-техническим
обеспечением).
Все эти проблемные вопросы требуют постоянного
тщательного изучения, анализа и принятия должностными
лицами и руководителями таможенных подразделений
управленческих решений в практической деятельности.
1 В.В. Макрусев. Таможенный менеджмент. СПб.: ИЦ
«Интермедия», 2012. С. 92.