В учебном пособии представлены существующая методология и современные системы управления таможенной деятельностью, раскрываются действующие и перспективные подходы и методы, используемые в практической деятельности руководящего состава ФТС России.
Учебное пособие предназначено для формирования у студентов компетенций в управленческой деятельности согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 036401 «Таможенное дело».
Предназначено для студентов высших образовательных учреждений, аспирантов, преподавателей, должностных лиц и руководителей таможенных органов и менеджеров организаций.
Введение
1.1. Обеспечение экономической безопасности страны
таможенными методами
1.2. Нормативная база, регламентирующая таможенную
деятельность
Глава 2. Правовое обеспечение управления
развитием таможенной деятельности
2.1. Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года о
таможенной деятельности
2.2. Управление развитием таможенной деятельности в
Стратегии развития таможенной службы
2.3. Управление развитием таможенной деятельности в
дорожной карте
Глава 3. Общий подход к управлению
таможенной деятельностью
3.1. Методологические подходы к решению проблем
управления
3.2. Функциональный подход к управлению деятельностью
таможенных органов
3.3. Процессно-ориентированный подход к управлению
деятельностью таможенных органов
3.4. Процессный подход к принятию решений в центральном
аппарате ФТС России
Глава 4. Управление деятельностью
таможенных органов на основе международных стандартов
4.1. Назначение, структура и основные требования
международных стандартов
4.2. Совершенствование системы управления таможенным
органом на основе МС ИСО серии 9000.
4.3. Опыт применения МС ИСО серии 9000 в ПТУ
Глава 5. Обеспечение управленческой
деятельности в таможенных органах
5.1. Метрологическое обеспечение
5.2. Документационное обеспечение
5.3. Информационно-техническое
обеспечение
Практическое задание
Заключение
Список использованных источников
Введение
Таможенная деятельность – это вид государственной
деятельности, проводимой уполномоченными
государственными органами в установлении порядка и
условий перемещения через границу товаров и транспортных
средств, порядка и размеров взимания таможенных
платежей, вопросов совершения таможенных операций и
таможенного контроля. Таможенная деятельность относится
к ведению ФТС России – федеральному органу
государственной власти.
Эффективная деятельность любой системы, в том числе и
таможенной, включающей человеческий фактор в виде
отдельных исполнителей или групп людей, возможна лишь
при наличии определенного организующего начала,
направляющего и регулирующего активность
этого компонента системы, управляющего им.
Управление таможенной деятельностью относится к
специфическим функциям управления в таможенных органах и
включает в себя:
- управление таможенным оформлением и таможенным
контролем;
- управление правоохранительной
деятельностью;
- управление экономической деятельностью;
- управление деятельностью по правовому
регулированию и научно-техническому развитию.
Таким образом, управление таможенной деятельностью
охватывает широкий круг проблем, которые входят в
компетенцию всей вертикали государственной власти – от
законодательных органов государства до конкретных
таможенных органов.
Начиная с 2010 года вопросы таможенной деятельности
стали решаться в рамках Таможенного союза (ТС)
Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики
Казахстан. Законодательные и исполнительные органы
власти формируют единую таможенную политику и
таможенно-тарифный механизм ее реализации, а
национальные таможенные службы осуществляют ее
непосредственную реализацию.
В результате эффективность таможенной деятельности
определяется качеством единой таможенной политики в
рамках Таможенного союза, качеством таможенно-тарифного
механизма регулирования внешнеэконо-мической
деятельности (ВЭД) и качеством его реализации.
Кроме того, начиная с 2010 года ряд государств СНГ
выразили готовность к вступлению в Таможенный союз, а с
2013 года идет практическая работа по вступлению в
Таможенный союз Республики Армения и Республики
Кыргызстан. Продолжаются мероприятия по созданию
специализированных таможенных органов на территории
Республики Южная Осетия и Республики Абхазия [1]. Полным
ходом идет восстановление инфраструктуры и деятельности
таможенных органов Республики Крым, Севастопольской и
Симферопольской таможен [2].
В силу быстротечного развития событий в стране и в
мире в целом, изменяются структура, штатная численность
таможенных органов, техническая составляющая
управленческой деятельности должностных лиц таможенных
органов. Все это обусловливает необходимость дальнейшего
изучения и применения на практике изложенных в учебном
пособии вопросов.
1 Таможенная служба Российской Федерации в 2013 году.
Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС
России. – М., 2014. С. 67. Информационный портал
[Электронный ресурс]. Режим доступа World Wide Web URL:
http://www.customs.ru.
2 Севастопольская и Симферопольская таможни включены
в состав таможенных органов Российской Федерации на
правах таможен, непосредственно подчиненных ФТС России.
Прим. автора.