Представлены концептуальные идеи формирования культуры в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений в современной России средствами социокультурной толе-рантности у старшеклассников в учебной и внеучебной деятельности. Дан представительный анализ трудов отечественных и зарубежных ученых, исследующих представленный феномен. Проанализированы этиология, механизмы развития и формы интолерантного поведения старшеклассников, а также представлены технологии формирования социокультурной толерантности у исследуемой группы подростков.
Адресовано преподавателям, родителям, студентам высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и гуманитарным направлениям, аспирантам, психологам, учителям, всем специалистам, интересующимся проблемами формирования межнациональной и межконфес-сиональной культуры средствами социокультурной толерантности старшеклассников в учебной и внеучебной работе.
Оглавление
1. Теоретико-методологические основы воспитания межнацио-нальной и межконфессиональной культуры средствами социо-культурной толерантности у старшеклассников
Глава I.
Теоретико-методологические основы воспитания межнациональной и межконфессиональной культуры средствами социокультурной толерантности у старшеклассников
§ 1. Историко-педагогический анализ воспитания социокультурной толерантности:
сущностные характеристики
§ 2. Социокультурная толерантность
как междисциплинарный феномен
§ 3. Моделирование процесса воспитания межнациональной и межконфессиональной культуры средствами
социокультурной толерантности старшеклассников
в учебной и внеучебной работе
Глава II.
Социокультурная толерантность
как междисциплинарный феномен
§ 1. Состояние сформированности уровня наличия социокультурной толерантности у старшеклассников
§ 2. Реализация авторской программы по воспитанию социокультурной толерантности старшеклассников
в учебной и внеучебной работе
§ 3. Анализ педагогических условий воспитания межнациональной и межконфессиональной культуры
социокультурной толерантности у старшеклассников
после реализации авторской программы
«Социокультурное развитие Владимирской области: макрокультурный уровень»
в учебной и внеучебной работе
Введение
Формирование межнациональной и межконфессиональной культуры средствами социокультурной толерантности старшеклас-сников в учебной и внеучебной работе обусловлено ростом нега-тивных проявлений межличностного характера в образовательных организациях. Констатация реального и виртуального буллинга, ро-ста деликвентного поведения, нетерпимости к мнению другого инициирует развитие деструктивных конфликтов и противостояний в подростковой среде. Во многом это обусловлено тем, что современная социокультурная ситуация представляет собой сложное явление, в котором присутствует нечеткость, неопределенность, фрагментированность, деформированность, виртуализированность и искаженность.
Многие ценности, нравственность, а также столь характерные для русского человека соборность и милосердие, к сожалению, не стали актуальными для немалой части российской молодежи. Ми-ровое информационное пространство, помимо возможностей, фор-мирует личность с неопределенной рефлексией и отсутствием чув-ства милосердия к чужой боли, чужим страданиям. Сегодня воспи-тание старшеклассника – это борьба за человеческое в человеке.
Нам представляется, что СКТ – это явление, которое может спо-собствовать личностному и творческому росту старшеклассника, развивать его навыки взаимодействия в коллективе, минимизиро-вать индифферентность. Проблемным фактором является то, что воспитание социокультурной толерантности необходимо проводить именно в образовательной среде, так как вне педагогического участия ни на государственном, ни на индивидуальном уровне полного понимания социокультурной толерантности не происходит.
Каким образом, через какие технологии целесообразно форми-ровать СКТ старшеклассников в учебной и внеучебной работе пы-тается дать ответ автор предлагаемого учебного пособия, опираясь на материалы значимых трудов отечественных и зарубежных спе-циалистов и базирующихся на собственных научных изысканиях и актуализации знаний студентов.