В учебном пособии подробно рассматриваются методы
сбора и анализа информации, включая комплекс
статистических, экспертных и логико-математических
методов. Отдельно авторы раскрывают особенности
организации информационно-аналитической работы в органах
государственной власти и местного самоуправления.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1.1. Аналитика как вид деятельности
Глава 1.2. Информация как объект
информационно-аналитической работы
Глава 1.3. Основные этапы информационно-аналитического
исследования
Раздел 2. Методы сбора первичной
информации
Глава 2.1. Опрос как метод сбора первичной
информации. Типология опросных методов
Глава 2.2. Наблюдение и его виды
Глава 2.3. Моделирование в информационно-аналитической
работе.
Натурные и модельные эксперименты
Раздел 3. Методы анализа информации
Глава 3.1. Статистические методы в аналитике
Глава 3.2. Применение экспертных методов в аналитической
работе
Глава 3.3. Качественные методы в аналитике
Глава 3.4. Количественные и качественные методы анализа
текстов
Раздел 4. Информационно-аналитические
системы в государственном
и муниципальном управлении
Глава 4.1. Информация, информационные процессы,
информационные системы и информационные технологии в
управленческой деятельности. Базовые понятия
Глава 4.2. Организационно-правовое обеспечение создания
и функционирования информационных систем в контексте
территориального управления
Глава 4.3. Информационные технологии и прогнозирование.
Ситуационные центры как инструмент прогнозирования
Приложения
Введение
Изучение основ аналитической деятельности в органах
государственной власти, различных методов анализа
является одним из ведущих компонентов подготовки
государственных и муниципальных служащих.
Повышение эффективности аналитической работы является
необходимым условием совершенствования государственного
управления. Поэтому подготовка новых кадров для
государственной и муниципальной службы, способных
мыслить аналитически, прогнозировать развитие
социально-экономической и политической ситуации в
стране, создаст предпосылки для укрепления Российского
государства.
Степень исследованности проблемы. Вопросы определения
сущности аналитики как вида деятельности, области знаний
и учебной дисциплины находятся в центре внимания таких
отечественных исследователей, как Ю.В. Курносов, П.Ю.
Конотопов и др. Проблемы разработки методологии сбора,
оценки и анализа информации подробно рассматриваются в
работах А.С. Ахременко, В.В. Демидова, Ю.В. Курносова,
Дж. Мангейма, Р. Рича, Ю.Б. Глушаченко, Н.Н. Соколова,
К.В. Симонова и др.
Представляет интерес ряд исследований, посвященных
отдельным методам анализа информации. Среди них следует
выделить исследования Э.Н. Ожиганова, А.С. Ахременко,
А.Г.Алтуняна, Г.Г. Почепцова, Б.Г. Литвака и др.
Предлагаемое учебное пособие посвящено принципиально
новой дисциплине – «Аналитика в органах государственной
власти», а также комплексу аналогичных спецкурсов
изучаемой в рамках магистерских программ по направлению
080110 «государственное и муниципальное
управление».
Главная цель пособия – способствовать изучению
студентами основных методов анализа и прогнозирования в
органах государственной власти, а также выработка
навыков по их применению на практике.
Основными задачами в рамках указанной цели являются:
осмысление основных категорий и понятий аналитической
деятельности; освоение будущими специалистами сущности и
содержания аналитической деятельности в органах
государственной власти; приобретение
студентами знаний об основных методах аналитической
деятельности и практических навыков по их применению.
Важнейшей задачей является формирование у студентов
интеллектуальных качеств современного государственного
служащего: логичность мышления, умение принимать
наиболее эффективное решение при минимуме информации и
др.
В результате изучения дисциплины «Аналитика в органах
государственной власти» обучающийся должен:
знать:
- смысл, цель, задачи и содержание
информационно-аналитиической работы;
- специфику информационно-аналитической
работы в органах государственной власти и местного
самоуправления;
- основные подходы к организации
информационно-аналитической работы в государственном
органе или органе местного самоуправления;
- основные правила оценки информации и ее
защиты;
- современные технологии обеспечения
управленческой деятельности;
- уровни информационных процессов и
технологий;
- территориальные информационные системы;
- структуру информационных сетей в сфере
информационно - аналитических технологий;
- методы обработки информации;
- нормативно-правовые акты в
информационно-аналитической сфере;
- основные методы
информационно-аналитического прогнозирования;
- основные математические методы и модели
принятия решений;
- основные понятия и современные принципы
работы с деловой информацией, а также иметь
представление о корпоративных информационных
системах и базах данных;
- структуру, принципы работы и основные
возможности электронно-вычислительной машины (ЭВМ);
уметь:
- выявлять, оценивать и использовать
разнообразные источники информации;
- осуществлять систематизированный сбор
первичной информации с помощью различных методов;
- оценивать информацию по критериям
достоверности, непротиворечивости и релевантности;
- решать типовые математические задачи,
используемые при принятии управленческих решений;
- обрабатывать эмпирические и
экспериментальные данные;
- использовать математический язык и
математическую символику при построении
организационно-управленческих моделей;
- применять информационные технологии для
решения управленческих задач;
владеть:
- навыками применения различных методов
сбора информации;
- статистическими, логическими, экспертными
методами анализа информации;
- методами прогнозирования, в т.ч.
сценарными, трендовыми, экспертными и др.;
- пакетом офисных программ для работы с
деловой информацией и основами сетевых технологий;
- основными способами и средствами
информационного взаимодействия, получения, хранения,
переработки, интерпретации информации;
- навыками работы с
информационно-коммуникационными технологиями;
- способностью к восприятию и методическому
обобщению информации, постановке цели и выбору путей
ее достижения;
- способностью применять адекватные
инструменты и технологии регулирующего воздействия
при реализации управленческого решения;
- умением готовить
информационно-методические материалы по вопросам
социально-экономического развития общества и
деятельности органов власти;
- умением обобщать и систематизировать
информацию для создания баз данных, владением
средствами программного обеспечения анализа и
моделирования систем управления;
- способностью адаптировать основные
математические модели к конкретным задачам
управления.
Содержание дисциплины предусматривает приобретение
магистрантами практических навыков по решению задач
кадровой работы. Поэтому одним из наиболее важных и
эффективных образовательных технологий, применяемых нами
в данном учебнике, является технология «кейс-стади».
Разбор кейсов предполагается на практических занятиях,
причем изучение наиболее сложных из них может быть дано
магистрантам в качестве домашнего задания.
Применение аналитических материалов органов
государственной власти, консалтинговых компаний,
практического опыта органов государственной власти и
местного самоуправления, а также организаций по
использованию современных кадровых технологий в
государственном и
муниципальном управлении и on-line доступа к ведущим
мировым практикам позволяют сформировать у студента
адекватное представление о современном состоянии,
развитии и решении проблем в данной области.
Предлагаемый учебник подготовлен для студентов,
обучающихся по направлению магистратуры 080110
«государственное и муниципальное управление», слушателей
соответствующих программ дополнительного образования и
повышения квалификации, а также представляет интерес для
государственных гражданских служащих категории
«руководители».