Рекомендовано Учебно-методическим объединением
по образованию в области технологии продуктов
питания и пищевой инженерии в качестве учебного
пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению подготовки
дипломированного специалиста 655800 (260600)
«Пищевая инженерия».
В пособии систематизированы сведения об основах
защиты прав на интеллектуальную собственность,
как в нашей стране, так и за рубежом.
Приведенные материалы в соответствии с
тенденциями Болонского процесса должны
способствовать формированию важнейших
общеинженерных и профессиональных компетенций у
выпускников ВУЗов, давать представление об
оформлении охранных документов и об особенностях
делопроизводства по ним в федеральных органах
исполнительной власти. Книга написана
авторами-изобретателями, имеющими более 130
авторских свидетельств и патентов на изобретения
и полезные модели, на основе современного
законодательства.
Оглавление
1.1. Парижская конвенция об охране промышленной
собственности
1.2. Бернская конвенция об охране литературных и
художественных произведений
1.3. Всемирная конвенция об авторском праве
1.4. Договор Всемирной организации
интеллектуальной собственности по авторскому праву
2. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Общие сведения
2.2. Авторское и смежное право
2.3. Патентование
2.4. Право на полезную модель
2.5. Право на промышленный образец
2.6. Право на фирменное название, товарный знак и
наименование места происхождения
2.7. Право на другие виды интеллектуальной
собственности
3. КОМЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ
РАЗРАБОТОК
3.1. От идеи до конкретных действий
3.2. Правила подачи заявки на разные виды
интеллектуальной собственности
3.2.1. Регистрация авторского или смежного права
(на примере регистрации программ для ЭВМ)
3.2.2. Подача заявки на патент (на примере заявки
на изобретение)
3.3. Стратегия защиты прав на интеллектуальную
собственность
4. ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ПИЩЕВЫХ
ОТРАСЛЯХ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
4.1. Использование виртуальных тренажеров
4.2. Создание новых образцов оборудования
5. ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ПРАВ НА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Образцы охранных документов
2. Образцы документов для заявок на
интеллектуальную собственность
Введение
Одной из важнейших задач образования, в том числе
высшего, всегда являлась подготовка креативно
мыслящих специалистов, способных приносить пользу
обществу, создавая конкурентоспособную продукцию
на основе коммерциализации результатов проведенных
исследований. Современный этап развития
отечественного высшего образования связан с все
более тесной интеграцией в европейское
интеллектуальное пространство и задан вектором
Болонского процесса. Эти тенденции непосредственно
связаны с необходимостью формирования у
выпускников компетенций, направленных не только на
создание новых образцов конкурентоспособной
продукции, но и умений защищать на них право
собственности.
Различные экономические структуры современного
общества в оценке успешности своей деятельности
уже достаточно давно оперируют понятиями
«интеллектуальный капитал», «интеллектуальные
активы» и «интеллектуальная собственность».
Зарубежными специалистами эти понятия трактуются,
соответственно, следующим образом: как общая сумма
всех знаний сотрудников фирмы, направленная на
получение прибыли; как часть этих знаний,
зафиксированная и доступная для ознакомления
внутри организации; как доля зафиксированных
знаний, защищенная соответствующими
законодательными нормами [1,2].
Идентификация указанных понятий в реальной
производственной обстановке требует формирования у
современных специалистов новых компетенций.
Разработке комплексов новых общих профессиональных
и специальных компетенций для специалистов
инженерного профиля в рамках третьего поколения
государственных образовательных стандартов
посвящено большое количество работ отечественных
авторов.
В современных условиях перед высшей школой стоит
очень сложная задача: как от проведения
фундаментальных и прикладных
научно-исследовательских работ перейти к
организации инновационной деятельности в этой
области, включающей в себя более сложную цепочку:
идея – фундаментальные исследования – разработка
(приборы и технологии) – маркетинговые
исследования – производство – реализация
наукоемкой продукции на рынке. Организация
инновационной деятельности должна быть направлена
на реализацию соответствующего потенциала учебного
заведения: способности производить новые знания,
вести разработки, организовывать производство,
коммерциализировать результаты научных
исследований, распространять коммерческий продукт
и удовлетворять потребности общества в этом
продукте (технологиях, изделиях, образовательных
услугах), а также его способности на основе этих
научных знаний осуществлять инновационное
(опережающее) обучение студентов. Таким образом,
необходимо дать знания о такой комплексной системе
поддержки научных исследований, которая бы
объединила с одной стороны структурные
подразделения, связанные с выполнением и
сопровождением НИР, подготовкой кадров в области
инновационного менеджмента, а с другой стороны
давала бы представление о работе малых
технологических фирм, функционирующих либо
самостоятельно, либо в составе технопарка. Кроме
того, на определенном этапе должны быть отработаны
принципы взаимодействия этой системы с
промышленными предприятиями в части передачи
интеллектуальной собственности и организации
выпуска наукоемкой продукции с последующей ее
реализацией на рынке.
Вопросы, рассматриваемые ниже, по нашему мнению
будут способствовать более глубокому и
полноценному овладению компетенциями каждого
отдельного инженерного образовательного
направления или программы, благодаря осознанию
места результата труда, реализуемого с
использованием этих компетенций в правовой
области, как в отечественной экономике, так и за
рубежом.
Структура пособия сформирована на основе
знакомства с опытом изучения аналогичных курсов в
Хельсинском университете (Финляндия) и
Гетеборгском университете (Швеция) в рамках
проекта Балтийского Института Финляндии «Развитие
системы защиты интеллектуальной собственности и
развитие взаимодействия в данной области между
Россией (Санкт-Петербургом), Финляндией, Швецией и
Данией». За предоставленную возможность
ознакомиться с опытом зарубежных коллег авторы
выражают искреннюю признательность директору
проекта Катья Каунисмаа.
Помимо этого, в рамках данной дисциплины студенты
должны получать необходимые представления о режиме
взаимодействия заказчика с проектировщиками и
строителями на разных уровнях жизненного цикла
гостиниц.
Объем передаваемых знаний должен сформировать у
студентов базис ориентировки в нормативной
литературе, умение общаться с проектировщиками и
строительными компаниями.
То, чему «учит» данное учебное пособие,
иллюстрирует история о тестировании Т. Эдисоном А.
Эйнштейна. Первый как-то пожаловался второму, что
никак не может найти себе толкового ассистента.
Каждый день приходят молодые люди, но, увы, никто
не выдерживает испытаний. Вполне естественно, что
Эйнштейн попросил ознакомиться с вопросами теста.
В их числе были самые разнообразные вопросы, типа:
«Сколько миль от Нью-Йорка до Чикаго?», «Из чего
делают нержавеющую сталь?» и другие. Прочитав их,
Эйнштейн тут же ответил, что в первом случае нужно
заглянуть в железнодорожный справочник, а во
втором случае – в справочник по металловедению…