Учебное пособие содержит систематическое
изложение актуальных вопросов, касающихся
применения таможенными органами Российской
Федерации при осуществлении таможенного контроля
системы управления рисками. В нем
рассматриваются теоретические основы таможенного
контроля, вопросы его регламентации, а также
особенности его осуществления с использованием
системы управления рисками.
Учебное пособие предназначено для студентов
экономических специальностей, специальности
«Таможенное дело», аспирантов, преподавателей,
должностных лиц таможенных органов, участников
внешнеторговой деятельности.
Оглавление
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
Тема
1. Экономические основы развития системы
таможенного регулирования внешнеторговой
деятельности в России
1.1. Система таможенного
регулирования в Российской Федерации
1.2. Понятие и сущность
экономических рисков, их классификация
1.3. Риски участников
внешнеторговой деятельности
1.4. Риск в таможенном деле как
разновидность экономических рисков
1.5. Области рисков в таможенном
деле
Тема
2. Зарубежная практика управления рисками в
таможенном деле
2.1. Опыт применения рисков в
таможенных администрациях стран ЕС
2.2. Анализ практики применения
системы управления рисками в странах-участницах ЕС
(на примере Великобритании, Италии, Швеции)
2.3. Система управления рисками
в таможенной службе США
2.4. Система управления рисками
в таможенной службе Китая
РАЗДЕЛ II. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ
РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
Тема
3. Место таможенного контроля в обеспечении
безопасности международной торговли
3.1. Управление рисками в
контексте Киотской конвенции
3.2. Рамочные стандарты
Всемирной таможенной организации и система
управления рисками
3.3. Облегчение условий торговли
и контроль
Тема
4. Таможенный контроль и управление рисками в
таможенных органах Российской Федерации
4.1. Понятие и сущность
таможенного контроля
4.2. Принципы таможенного
контроля
4.3. Внедрение СУР в процесс
таможенного контроля
РАЗДЕЛ III. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В
ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
Тема
5. Система управления рисками
5.1. Формирование и особенности
функционирования СУР
5.2. Сущность и методы
управления рисками
5.3. Функции таможенных органов
при применении системы управления рисками
5.4. Меры по минимизации рисков
при осуществлении таможенного контроля
5.5. Проведение таможенного
досмотра при наличии
информации о возможном правонарушении или
обоснованных предположений о недостоверном
декларировании
Тема
6. Элементы системы управления рисками
6.1. Сбор и обработка информации
о товарах и транспортных средствах, перемещаемых
через таможенную границу
6.2. Выявление и анализ рисков. Разработка и
реализация мер по управлению рисками
6.3. Обобщение результатов
принятых мер и подготовка предложений
Тема
7. Профиль риска как основной инструмент
механизма минимизации рисков
7.1. Сущность, виды и элементы
профиля риска
7.2. Порядок создания профиля
рисков
7.3. Применение мер по минимизации рисков в
соответствии с профилями рисков
7.4. Принятие решений структурными подразделениями
таможни при проверке таможенной декларации
7.5. Особенности разработки и издания срочных
профилей рисков (ориентировок)
7.6. Порядок актуализации и отмены профилей рисков
Тема
8. Особенности применение механизма минимизации
рисков при осуществлении таможенного контроля
8.1.Управление рисками в Таможенном союзе на базе
современных информационных технологий
8.2. Проведение выборочного таможенного контроля
товаров и транспортных средств, перемещаемых через
таможенную границу, путем их случайного отбора для
проведения таможенного осмотра
8.3.Основные направления совершенствования
применения СУР
Введение
В современных условиях управление рисками
представляет собой общую систему
организационно-экономических мероприятий в любой
сфере хозяйственной деятельности, в том числе
и в сфере международной торговли.
Переход России к рыночной экономике обусловил
возникновение большого круга рисков, с
которыми сталкивается каждый из хозяйствующих
субъектов. При этом значительное влияние на
развитие национальной экономики оказывают
риски, связанные с таможенным администрированием
внешней торговли.
Основными направлениями современной
внешнеторговой политики России являются развитие
внешнеторговых связей, обеспечение экономических
интересов России, государственное регулирование
внешнеторговой деятельности. Существенную роль
в реализации данного направления играет контроль
соблюдения положений таможенного
законодательства, который осуществляется с
применением системы управления рисками.
В связи с этим использование зарубежной практики
управления рисками в таможенном деле стало
важным для разработки и внедрения системы
управления рисками в деятельность ФТС России,
так как обеспечило формирование современной
системы таможенного администрирования,
построенной на применении принципа
выборочности таможенного контроля и
эффективном распределении сил и ресурсов
таможенных органов.
Система управления рисками в таможенном деле
позволяет достичь приемлемого баланса между
содействием внешнеторговой деятельности и
регулятивным контролем при отступлении от
тотального таможенного контроля.
Как правило, в поле зрения системы управления
рисками попадают риски недостоверного
декларирования, занижения веса и стоимости
товара с заведомо неправильно указанным кодом по
Товарной номенклатуре внешнеэкономической
деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) в
целях занижения размера или уклонения от уплаты
таможенных платежей. Поэтому так важно уже в
ходе анализа и оценки рисков определить как
конкретные области рисков, так и возможные меры
минимизации рисков.
В целом, система управления рисками призвана
существенно облегчить внедрение принципов
содействия внешней торговле, дифференцированного
подхода к участникам внешнеторговой деятельности
(ВТД). Появляются дополнительные возможности
стимулировать и поддерживать добросовестных и
законопослушных предпринимателей за счет
сокращения или отмены определенных форм
таможенного контроля, что позволяет ускорить
внешнеторговый оборот, сократить сопутствующие
материальные и временные издержки участников
ВТД.
В последнее время проделана значительная работа
по совершенствованию таможенных операций и
таможенного контроля. Основными результатами
этой работы можно считать увеличение количества
таможенных органов, имеющих достаточную
техническую оснащенность для применения
электронного декларирования, а также получения
и обработки предварительной информации,
приобретение и введение в эксплуатацию
инспекционно-досмотровых комплексов в пунктах
пропуска через Государственную границу
Российской Федерации, а также разработку
концепции таможенного контроля после выпуска
товаров.
С учетом опыта применения системы управления
рисками проделана большая работа по оптимизации
базовых нормативных правовых документов,
регламентирующих использование ее технологий.
Как правило, основные усилия ФТС России
сосредоточены на проведении анализа процессов
совершения таможенных операций и таможенного
контроля и издании профилей рисков по ключевым
направлениям таможенного контроля. Применение
мер по минимизации рисков выразилось, в
частности, в достижении таможенными органами
следующих значений показателей: так, в течение
2011 года администрировались 102 профиля рисков,
разработанных в рамках системы управления
рисками (СУР) по направлению контроля
таможенной стоимости (49% от общего количества
профилей рисков, разработанных ФТС России). В
них включено 5 987 кодов ТН ВЭД ТС, которые
охватывает 66% всей номенклатуры товаров, 76%
от общего стоимостного объема и 78% от общего
физического объема ввозимых товаров. При
применении всех профилей рисков, разработанных
ФТС России, было выявлено 3,4 тысячи деклараций
на товары, из них при применении профилей
рисков, разработанных по направлению контроля
таможенной стоимости, было выявлено около 600
тысяч деклараций на товары. В результате
применения общероссийских стоимостных профилей
рисков довзыскано в федеральный бюджет 15,9 млрд
рублей, что составляет 73,9% от суммы
таможенных платежей, довзысканных в результате
корректировок таможенной стоимости товаров по
всем профилям рисков, разработанных ФТС
России1.
Наряду с профилями рисков продолжается работа по
формированию «зеленого сектора» – перечня
субъектов внешнеторговой деятельности
(уполномоченных экономических операторов),
перемещающих товары, в отношении которых
таможенный контроль проводится не в полном
объеме.
Необходимость повышения эффективности системы
таможенного администрирования в сочетании с
интересами государства и добропорядочных
участников внешнеторговой деятельности
определила усилия международного сообщества по
созданию и внедрению международных стандартов
безопасности и облегчения мировой торговли ВТО,
которые адаптируются к российской
действительности. К тому же возникает
объективная необходимость в разработке
теоретических положений, позволяющих совершить
переход к новой системе управления рисками в
Таможенном союзе ЕврАзЭС, обеспечивающей
минимизацию рисков посредством адаптации
соответствующих современных принципов,
подходов и методов, а также учета рекомендаций
рамочных стандартов обеспечения безопасности и
облегчения мировой торговли ВТО. Потребность в
научном осмыслении и комплексном анализе
проблемы управления рисками, ее сложность и
многоплановость – все это в целом составляет
сердцевину будущего таможенного контроля.
В результате изучения материала студент должен:
иметь системное представление:
- о сущности экономических рисков, а также
рисков, возникающих во внешнеторговой
деятельности и таможенном деле;
- о таможенном контроле и формах его
проведения;
- об опыте создания систем риск-менеджмента в
зарубежных странах;
- об особенностях создания и функционирования
системы управления рисками в таможенной службе
России;
знать:
- нормативно-правовые основы создания и
функционирования системы управления рисками;
- элементы системы управления рисками;
- механизм применения мер по минимизации
рисков при осуществлении таможенного контроля;
- перспективные направления развития
применения системы управления рисками при
осуществлении таможенного контроля в России;
владеть:
- специальной терминологией;
- методами управления рисками;
- навыками профессионального аргументирования
процессов оценки рисков и разработки профилей
рисков.