Макрусев Виктор Владимирович — доктор
физико-математических наук, профессор,
завкафедрой управления (менеджмента) РТА
(Москва), автор таких учебников, как «Управление
таможенным делом», «Основы системного анализа» и
др.
Рекомендовано Учебно-методическим объединением
высших учебных заведений Российской Федерации по
образованию в области таможенного дела в
качестве учебника для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по специальности
036401.65 «Таможенное дело»
Учебник определяет новые институциональные
условия функционирования и развития таможенных
органов Таможенного союза. Актуализируются
задачи повышения эффективности таможенного
администрирования, ставятся вопросы придания
таможенному регулированию и контролю формы
государственной услуги, предлагаются направления
развития системы управления таможенными
органами. Таможенный менеджмент представляется в
качестве развивающейся теоретической платформы
решения таких задач. Излагаются базовые
положения теории управления, раскрывается
интегративная концепция управления таможенными
органами, определяются традиционная и
инновационная модели управления, предлагаются
целостно-эволюционный подход, методы и
инструментальные средства управления.
Обозначаются ключевые программные документы и
направления модернизации системы управления
таможенными органами, характеризуются этапы
развития и основные результаты.
Оглавление
ТЕМА
1. ВВЕДЕНИЕ В ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
1.1. Определяющие тенденции эволюции сферы
внешнеэкономической и таможенной деятельности
России
1.2. Теория как предмет изучения: определение,
содержание, этапы формирования
1.3. Задача таможенного менеджмента как теории
ТЕМА
2. ОБЩИЙ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
2.1. Управление, общий и специальный менеджмент
2.2. Функции и методы специального менеджмента
2.3. Менеджмент в коммерческой фирме и в
государственной службе. Интегративная модель
управления
2.4. Государственная служба: законы и
инновационные технологии управления
ТЕМА
3. ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И
ОПРЕДЕЛЕНИЯ…
3.1. Таможенное дело - открытая, динамично
развивающаяся система
3.2. Таможенный менеджмент как теория управления
таможенным делом. Базовые понятия и определения
3.4. Объект и предмет таможенного менеджмента и
особенности их изучения
ТЕМА
4. ЭЛЕМЕНТЫ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ В
ТАМОЖЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
4.1. Основные законы (постулаты) управления,
элементы и базовая модель управления
4.2. Общие и частные принципы управления
4.3. Классификация методов управления. Эволюция
управленческих парадигм
4.4. Принципиальная модель управления таможенными
органами и ее особенности
ТЕМА
5. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ
ТАМОЖЕННЫМ ДЕЛОМ
5.1. Главный методологический принцип управления
5.2. Методологические подходы к решению проблем
управления
5.3. Процессный подход
5.4. Системный подход
5.5. Ситуационный подход
5.6. Целостно-эволюционный подход
ТЕМА
6. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО РОССИИ КАК ОБЪЕКТ
УПРАВЛЕНИЯ
6.1. Базовые определения и морфологическая модель
таможенного дела. Эволюция понятия
«таможенное дело»
6.2. Иерархия таможенных систем
6.3. Особенности описания таможенной службы как
системы. Полимодельное представление таможенной
системы
6.4. Структурно-организационное представление
таможенной системы
6.5. Функционально-технологическое представление
таможенной системы
ТЕМА
7. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И
ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
7.1. Условия формирования теоретической модели
таможенного менеджмента
7.2. Структура теоретической модели таможенного
менеджмента
7.3. Алгоритм теоретической модели таможенного
менеджмента
7.4. Формализация теоретической модели таможенного
менеджмента
7.5. Теоретические задачи таможенного дела
ТЕМА
8. ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИИ
8.1. Особенности управления в таможенных органах
Российской Федерации
8.2. Общее руководство таможенным делом.
Организационная структура таможенных органов
8.3. Функции управления в таможенных органах
8.4. Целеполагание в таможенных органах
8.5. Особенности принятия управленческого решения
в таможенных органах
8.6. Процесс принятия управленческих решений
<ТЕМА
9. ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
9.1. Услуги, таможенные услуги: понятия и
определения
9.2. Теоретические положения, роль и направления
эволюции маркетинга услуг
9.3. Место, роль и проблемы маркетинга в сфере
таможенных услуг
ТЕМА
10. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ИНСТИТУТА
ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
10.1. Задача управления развитием института
таможенного дела
10.2. Основные положения институционального
подхода, идеи и логическая схема создания
института таможенного дела
10.3. Задачи и модель управления развитием
таможенного дела
ТЕМА
11. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ, ОПЕРАТИВНОЕ И
ТАКТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ
11.1. Сущность и основные положения
стратегического управления
11.2. Система стратегического управления в
таможенных органах
11.3. Задача оперативно-тактического управления
таможенными органами
ТЕМА
12. КОНТРОЛЛИНГ КАК ИНТЕГРАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ И
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ СРЕДА УПРАВЛЕНИЯ
12.1. Формирование концепции государственного
управления на основе контроллинга
12.2. Предпосылки разработки системы контроллинга
в таможенных органах388
12.3. Концептуальные основы контроллинга в
таможенном деле
12.4. Специфика контроллинга в таможенных органах
12.5. Контроллинг как технология управления на
основе знаний
12.6. Особенности и этапы внедрения контроллинга
ТЕМА
13. ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ И
ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
13.1. Основные понятия, методическая схема и
компоненты экспертно-аналитической технологии
13.3. Инструментальные средства подготовки и
принятия групповых управленческих решений
ТЕМА
14. СИСТЕМНАЯ ОЦЕНКА (ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ)
ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА
14.1. Структура и основное содержание системного
управления таможенным делом
14.2. Теоретическое содержание базовой модели
управления
14.3. Функционально-технологическая модель
системного управления
14.4. Аналитическая модель системного управления
14.5. Графоаналитическое представление и
теоретические задачи системного управления
14.6. Задача позиционирования таможенных систем
14.7. Общая функциональная структура решения задач
системного управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введение
Формирование новой институциональной среды в
сфере внешнеэкономической и таможенной
деятельности значительно актуализирует задачи
повышения эффективности таможенного
администрирования, требует инновационных
согласованных решений в формировании Единого
экономического пространства, в строительстве ФТС
России, Таможенного союза. Все это обуславливает
прогрессирующее возрастание роли управления в
решении задач развития таможенного дела, в
организации и повышении результативности
повседневной деятельности таможенных
администраций.
Изменение условий деятельности таможенных
органов, качественные преобразования в
таможенном деле предъявляют требования к
созданию новой современной соответствующей
международным подходам
теоретико-методологической базы управления. По
сути – это широкомасштабная задача синтеза
специальной теории, соединяющей в себе
прогрессивные направления эволюции в
государственном управлении и менеджменте,
интегративные тенденции в международной практике
внешнеэкономической деятельности и таможенного
администрирования. Рассмотрение ключевых
направлений и проблемных вопросов создания такой
теории – таможенного менеджмента – основная цель
настоящего учебника.
В России и в мире за последнее время произошли
большие изменения в условиях функционирования
государственного сектора, что, в свою очередь,
отражает общие тенденции развития всего
общества. Интернационализация экономических
связей, информатизация всех аспектов жизни
людей, развитие когнитивных технологий
(технологий управления на основе знаний),
обострение конкуренции организаций и государств,
новая роль нематериальных нововведений - вот
лишь неполный перечень новых реалий начала XXI
века.
В государственном секторе происходят изменения,
аналогичные преобразованиям в коммерческом
секторе. В практику управления в государственных
организациях все больше проникают идеи, подходы
и методы менеджмента, оправдавшие себя в частном
секторе. Это относится и к концепции
сервисно-ориентированного администрирования, и к
стратегическо¬му планированию, и к марке¬тингу,
и к методам управления корпоративной культурой,
и ко многим другим методам и приемам управления.
Это также относится и к всестороннему,
непрерывному, опережающему обучению руководящего
состава таможенных органов, и к
компетентностному подходу в оценке их
деятельности.
В целом традиционная бюрократическая система
управления начинает постепенно замещаться
интегративной. В ней присутствуют элементы
рыночных механизмов. Государственная служба,
особенно явно это выражено на низовых
уровнях управления, постепенно превращается в
сферу специфических услуг. В частности, в
таможенной сфере услуги оказывают как
государство, так и частные компании:
государственные услуги по информированию и
консультированию, брокерские услуги, складские
услуги и т.п. При этом часть услуг переходит с
государственной на частную основу.
Для таможенных органов переход на интегративную
модель управления ставит новые задачи по
теоретическому осмыслению всей совокупности
идей, принципов, методов и технологии управления
таможенным делом.
Задачи таможенного менеджмента как теории -
разработка целостной системы знаний в области
управления таможенными институтами,
организациями, процессами, таможенным персоналом
и услугами для достижения целей таможенной
деятельности. В составе элементов теории:
- система понятий и определений таможенного
менеджмента, вводимых по определённым
логико-методологическим принципам и правилам;
- общие и частные теоретические модели
таможенного менеджмента;
- свойства, закономерности в таможенном
менеджменте;
- современные теоретические взгляды и
положения теории управления и объединяющая их
интегративная теория управления таможенными
объектами;
- методы, инструменты и методики таможенного
менеджмента.
Содержание теории должно определяться
совокупностью утверждений, понятий, идей
относительно таможенного дела, управления
таможенным делом, взаимоотношений государственных
организаций и частных компаний, юридических и
физических лиц, возникающих в процессе таможенного
администрирования.
Таможенный менеджмент как теоретическая платформа
управления таможенным делом представляет собой
особый специфический развивающийся предмет
изучения. Важным этапом его формирования является
выбор теоретической базы из конкурирующих теорий,
основные компоненты которых (концепции,
теоретические модели, методы и технологии)
эволюционируют с разной скоростью, что объясняется
различной востребованностью их на практике.
Современные концепции управления, несмотря на
кажущее их многообразие, можно объединить в
несколько классов:
- концепции, ориентированные на субъект
управления: отражают тенденцию возрастания
роли человеческой личности в управлении;
- концепции, ориентированные на управление
процессами, деятельностью, технологией –
на создание и развитие инструментов
операционного управления;
- концепции, ориентированные на решение
системных проблем, возникающих в деятельности
организации: доминирующий акцент в управлении
– развитие организации;
- концепции, ориентированные на
совершенствование организационной культуры;
- концепции, ориентированные на потребителя –
сервисно-ориентированное управление и
администрирование.
Традиционные бюрократические методы управления
(преимущественно интуитивные) эволюционируют в
направлении создания информационно-аналитических и
информационно-управленческих (когнитивных)
технологий. Значительное место в практике
управления занимают методы и технологии подготовки
и принятия коллективных (групповых) управленческих
решений: экспертно-аналитическое моделирование,
тренинги, деловые игры, проводимые в среде
развернутых сетей ситуационно-аналитических
центров.
В целом проблемы развития теории управления
таможенным делом носят комплексный характер и
охватывают все ее уровни, характерные для
специальных теорий. Это проблемы концептуального
характера, проблемы поиска адекватных моделей и
методов, создания и модернизации технологий и
систем управления таможенными органами. Наиболее
актуальные проблемные вопросы в теории управления
таможенными органами следующие:
- формирование базовой идеи института
таможенного дела посредством интеграции идей
таможенного администрирования, таможенной
логистики и таможенных услуг;
- формирование теоретической модели управления
таможенными органами на основе традиционных
моделей управления и моделей маркетинг
менеджмента таможенных услуг;
- формирование согласованной и
сбалансированной системы целей деятельности,
критериев и показателей оценки
результативности деятельности таможенных
органов;
- формирование комплексов задач поддержки
принятия управленческих решений, развитие
методической и программно-технической базы для
их автоматизированного решения;
- повышение качества информации, развитие
технологии и создание сети
ситуационно-аналитических центров для
осуществления информационно-аналитической и
управленческой деятельности.
Особые требования на современном этапе
предъявляются к руководителям таможенных органов и
их структурных подразделений, к оперативности и
качеству их решений, к методической и
инструментально-техно-логической базе управления.
Значительно расширяется спектр принимаемых
решений: от строго регламентированных оперативных
до инновационных решений по развитию таможенных
институтов, по взаимодействию и сотрудничеству с
таможенными администрациями Таможенного союза, с
мировым таможенным сообществом. Любые акции,
предпринимаемые руководителем любого таможенного
органа любого уровня администрирования, должны
быть транспарентными, своевременными, предельно
выверенными и доказательными, строго
соответствовать законодательству Таможенного
союза, правовым актам национальных таможенных
администраций, межгосударственным соглашениям по
таможенным вопросам.
Современные руководители должны знать: основы
теории управления, теорию государственного
управления и менеджмента, должны быть теоретически
подготовленным к управлению таможенными органами,
таможенной деятельностью и таможенным персоналом с
учётом характера взаимодействия с органами
государственной власти и участниками ВЭД.
В целом таможенный менеджмент ориентирован
на формирование у специалистов системного мышления
в области управленческой деятельности с учётом
своеобразия таможенной сферы. Цель подготовки
специалиста таможенного дела в области управления
– вооружить его системой знаний, позволяющей ему
свободно ориентироваться в различных видах
управленческой деятельности на основе применения
базовых принципов методологии системных
исследований и науки управления.