В учебном пособии подробно рассматриваются методы сбора и анализа информации, включая комплекс статистических, экспертных и логико-математических методов. Отдельно авторы раскрывают особенности организации информационно-аналитической работы в органах государственной власти и местного самоуправления.
Оглавление
Глава 1.1. Аналитика как вид деятельности
Глава 1.2. Информация как объект информационно-аналитической работы
Глава 1.3. Основные этапы информационно-аналитического исследования
Раздел 2. Методы сбора первичной информации
Глава 2.1. Опрос как метод сбора первичной информации Типология опросных методов
Глава 2.2. Наблюдение и его виды
Глава 2.3. Моделирование в информационно-аналитической работе Натурные и модельные эксперименты
Раздел 3. Методы анализа информации
Глава 3.1. Статистические методы в аналитике
Глава 3.2. Применение экспертных методов в аналитической работе
Глава 3.3. Качественные методы в аналитике
Глава 3.4. Количественные и качественные методы анализа текстов
Раздел 4. Информационно-аналитические системы в государственном и муниципальном управлении
Глава 4.1. Информация, информационные процессы, информационные системы и информационные технологии в управленческой деятельности. Базовые понятия
Глава 4.2. Организационно-правовое обеспечение создания и функционирования информационных систем в контексте территориального управления
Глава 4.3. Информационные технологии и прогнозирование. Ситуационные центры как инструмент прогнозирования
Введение
Изучение основ аналитической деятельности в органах государственной власти, различных методов анализа является одним из ведущих компонентов подготовки государственных и муниципальных служащих.
Повышение эффективности аналитической работы является необходимым условием совершенствования государственного управления. Поэтому подготовка новых кадров для государственной и муниципальной службы, способных мыслить аналитически, прогнозировать развитие социально-экономической и политической ситуации в стране, создаст предпосылки для укрепления Российского государства.
Степень исследованности проблемы. Вопросы определения сущности аналитики как вида деятельности, области знаний и учебной дисциплины находятся в центре внимания таких отечественных исследователей, как Ю.В. Курносов, П.Ю. Конотопов и др. Проблемы разработки методологии сбора, оценки и анализа информации подробно рас-сматриваются в работах А.С. Ахременко, В.В. Демидова, Ю.В. Курносова, Дж. Мангейма, Р. Рича, Ю.Б. Глушаченко, Н.Н. Соколова, К.В. Симонова и др.
Представляет интерес ряд исследований, посвященных отдельным методам анализа информации. Среди них следует выделить исследования Э.Н. Ожиганова, А.С. Ахременко, А.Г. Алтуняна, Г.Г. Почепцова, Б.Г. Литвака и др.
Предлагаемое учебное пособие посвящено принципиально новой дисциплине – «Аналитика в органах государственной власти», а также комплексу аналогичных спецкурсов изучаемой в рамках магистерских программ по направлению 080110 «государственное и муниципальное управление».
Главная цель пособия – способствовать изучению студентами ос-новных методов анализа и прогнозирования в органах государственной власти, а также выработка навыков по их применению на практике.
Основными задачами в рамках указанной цели являются: осмысление основных категорий и понятий аналитической деятельности; освоение будущими специалистами сущности и содержания аналитической деятельности в органах государственной власти; приобретение студентами знаний об основных методах аналитической деятельности и практических навыков по их применению.
Важнейшей задачей является формирование у студентов интеллектуальных качеств современного государственного служащего: логичность мышления, умение принимать наиболее эффективное решение при минимуме информации и др.
В результате изучения дисциплины «Аналитика в органах государственной власти» обучающийся должен:
знать:
- смысл, цель, задачи и содержание информационно-аналитиической работы;
- специфику информационно-аналитической работы в органах государственной власти и местного самоуправления;
- основные подходы к организации информационно-аналитической работы в государственном органе или органе местного самоуправления;
- основные правила оценки информации и ее защиты;
- современные технологии обеспечения управленческой деятельно-сти;
- уровни информационных процессов и технологий;
- территориальные информационные системы;
- структуру информационных сетей в сфере информационно-аналитических технологий;
- методы обработки информации;
- нормативно-правовые акты в информационно-аналитической сфере;
- основные методы информационно-аналитического прогнозирования;
- основные математические методы и модели принятия решений;
- основные понятия и современные принципы работы с деловой ин-формацией, а также иметь представление о корпоративных информационных системах и базах данных;
- структуру, принципы работы и основные возможности электрон-но-вычислительной машины (ЭВМ);
уметь:
- выявлять, оценивать и использовать разнообразные источники информации;
- осуществлять систематизированный сбор первичной информации с помощью различных методов;
- оценивать информацию по критериям достоверности, непротиво-речивости и релевантности;
- решать типовые математические задачи, используемые при при-нятии управленческих решений;
- обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные;
- использовать математический язык и математическую символику при построении организационно-управленческих моделей;
- применять информационные технологии для решения управленческих задач;
владеть:
- навыками применения различных методов сбора информации;
- статистическими, логическими, экспертными методами анализа информации;
- методами прогнозирования, в т.ч. сценарными, трендовыми, экспертными и др.;
- пакетом офисных программ для работы с деловой информацией и основами сетевых технологий;
- основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации;
- навыками работы с информационно-коммуникационными техно-логиями;
- способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения;
- умением готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти;
- умением обобщать и систематизировать информацию для создания баз данных, владением средствами программного обеспечения анализа и моделирования систем управления;
- способностью адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления.
Содержание дисциплины предусматривает приобретение магистрантами практических навыков по решению задач кадровой работы. Поэтому одним из наиболее важных и эффективных образовательных технологий, применяемых нами в данном учебнике, является технология «кейс-стади». Разбор кейсов предполагается на практических занятиях, причем изучение наиболее сложных из них может быть дано магистрантам в качестве домашнего задания.
Применение аналитических материалов органов государственной власти, консалтинговых компаний, практического опыта органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций по использованию современных кадровых технологий в государственном и муниципальном управлении и on-line доступа к ведущим мировым практикам позволяют сформировать у студента адекватное представление о современном состоянии, развитии и решении проблем в данной области.
Предлагаемый учебник подготовлен для студентов, обучающихся по направлению магистратуры 080110 «государственное и муниципальное управление», слушателей соответствующих программ дополни-тельного образования и повышения квалификации, а также представляет интерес для государственных гражданских служащих категории «руководители».