ИЗДАТЕЛЬСТВО
НОВИНКИ
ЗАКАЗНЫЕ ТИРАЖИ
ЧАСТНЫМ КЛИЕНТАМ
АВТОРАМ
КОНТАКТЫ
Издательство Интермедия
(812) 9232239
intermedia.ph@gmail.com

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО



КОНТРАКТЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Международно-правовые проблемы государств – участников СНГ
С.В. Рыбак

Учебное пособие
ISBN 978-5-4383-0146-2

книга электронная книга pdf

Учебник «Международно-правовые проблемы государств – участников СНГ» позволит расширить представления будущих специалистов различных областях о Содружестве Независимых Государств, что будет способствовать формированию четких представлений о роли России, как в рамках СНГ, так и в мировом сообществе.

В работе представлены точки зрения ведущих отечественных и зарубежных специалистов по тематике Содружества, а также характеристика базовых официальных документов, политические планы и декларации, касающиеся стратегии развития интеграционного строительства. Особое внимание уделено таким актуальным проблемам современности, как: координация государствами – участниками СНГ внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; вопросы обеспечения коллективной безопасности в различных регионах СНГ, предотвращения или разрешения вооруженных конфликтов на постсоветском пространстве; миграционная
политика в масштабах Содружества; сотрудничество в гуманитарной сфере; борьба с преступностью.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ – РЕГИОНАЛЬНАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

1.1. Понятие и основные признаки международной организации. Особенности создания региональных международных организаций
1.2. СНГ: история создания, состав, цели, задачи и принципы взаимоотношений государств-участников.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОРГАНОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

2.1. Уставные органы СНГ
2.2. Внеуставные органы СНГ
2.3. Органы СНГ, созданные Советом глав государств
2.4. Органы отраслевого сотрудничества

ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ

3.1. Международно-правовые основы экономической интеграции
3.2. Межгосударственные организации СНГ в сфере экономических отношений

ГЛАВА 4. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ

4.1. Организационно-правовая основа сотрудничества государств – участников СНГ в таможенной сфере
4.2. Таможенный Союз государств – участников ЕврАзЭС
4.3. Основные направления взаимодействия таможенных служб государств – участников ЕАЭС на пути формирования общего таможенного пространства
4.4. Суд ЕврАзЭС/ЕАЭС как мирное средство урегулирования споров в рамках Таможенного союза

ГЛАВА 5. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В СНГ

5.1. Понятие права международной безопасности
5.2. Региональная система коллективной безопасности в СНГ

ГЛАВА 6. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ В ГУМАНИТРАНОЙ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТЯХ.

6.1. Сотрудничество в сфере трудовой миграции в рамках СНГ
6.2. Теоретико-правовые основы международного сотрудничества в борьбе с преступностью
6.3. Организационно-правовые основы сотрудничества государств Содружества в сфере борьбы с преступностьюя

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В момент распада Советского Союза Содружество выступило структурообразующим фактором создания принципиально новых межгосударственных отношений на обширном евразийском пространстве при сохранении складывавшейся веками дружбы проживающих здесь народов. А ведь вопросы возникали непростые. Судьба ядерного оружия. Переход от единой армии к национальным вооруженным силам государств – участников СНГ. Удалось избежать опасной эскалации обстановки, предотвратить, несмотря на известные локальные конфликты, развитие событий по драматическому сценарию югославского типа.

Создав институциональные и правовые условия для равноправного диалoгa и сотрудничества по сложнейшим проблемам, Содружество выполнило тем самым и важную историческую миссию содействия становлению суверенных, независимых государств, выбору каждым из них собственной модели экономических реформ и путей государственного строительства. Все это
относится к несомненным достижениям Содружества 1 .

Однако Содружество пока не смогло стать эффективным механизмом обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, сближения народов и государств. Здесь есть и объективные, и субъективные причины.

Облик СНГ, сложившийся на протяжении всей истории его существования, характеризуется, в частности, свободным выбором государствами форм и масштабов своего участия в многостороннем взаимодействии. В современных условиях реальное содержание партнерства в общем формате состоит: в отраслевом сотрудничестве (транспорт, связь, энергетика и т.д.); отдельных проектах в торгово-экономической области; контактах по военной линии (например, в рамках Объединенной системы ПВО); в антитеррористическом и антикриминальном взаимодействии, а также в интенсивно функционирующей системе консультаций по широкому спектру вопросов на различных уровнях, включая высший.

Следует отметить, что изначальная «аллергия» участников уже на сам термин «наднациональность» применительно к деятельности СНГ привела к тому, что не были созданы даже такие механизмы исполнения принятых решений, которые вполне могут функционировать на межгосударственной основе и не требуют выхода на наднациональный уровень. В pезультатe Содружество представляет собой сегодня довольно аморфное образование со свободным и на деле малообязывающим характером связей при отсутствии системы ответственности за выполнение принятых обязательств.

Есть все основания полагать, что эволюция Содружества в полноценное интеграционное объединение, обеспечивающее свободное передвижение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, вoeнно-политическую близостьучастников, возможна лишь в отдаленной перспективе. Трансформация Содружества в полноценное интеграционное объединение не входит в число
факторов, которые должны учитываться при формировании сегодняшней практической политики (однако у экспертов не вызывает сомнения тот факт, что национальные интересы России, да и ее соседей, наилучшим образом могут быть обеспечены именно через широкое интеграционное сотрудничество государств, составлявших некогда единую страну).

Повышенное внимание в рамках СНГ традиционно уделяется гуманитарному сотрудничеству (в странах Содружества проживает абсолютное большинство из 25 миллионов наших соотечественников за пределами России), совместным усилиям по борьбе с трансграничной преступностью, наркотрафиком, терроризмом, другими современными вызовами и угрозами. Работа по всем этим направлениям осуществляется на основе соответствующих планов средне- и долгосрочного характера. Признание объективной ограниченности возможностей Содружества в его нынешней исторической форме не делает отношения между государствами -участниками менее приоритетными. Многостороннее взаимодействие в общем формате СНГ обладает существенным потенциалом, который можно и нужно использовать. Вопрос об итогах и перспективах СНГ является одним из самых актуальных сегодня. Принципиальные приверженцы многостороннего сотрудничества акцентируют внимание на потенциал взаимодействия и кооперации в решении общих проблем, пытаются нащупать пути его реализации. Оппоненты подчеркивают неэффективность, а то и вообще ненужность СНГ 2.
Вместе с тем, важными тенденциями развития СНГ как полноценного регионального интеграционного объединения являются: сохранение и углубление взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, адаптация к геополитическим и геоэкономическим реалиям, скоординированное участие в решении общемировых и региональных проблем, стоящих перед его участниками.

Изучение международно-правовых основ сотрудничества государств – участников СНГ имеет как познавательное, так и научно-практическое значение. Знакомство с целями и практикой деятельности этой международной региональной организации позволит студентам укрепить знания по теории и практике международного сотрудничества государств – участников СНГ,
приобрести навыки сравнительного правоведения, лучше понять смысл происходящих событий в межгосударственных отношениях на современном этапе их развития.

Шесть глав учебника посвящены анализу правовых основ образования СНГ, целей и принципов этой организации, системе ее органов, других важнейших положений Устава. Значительное внимание уделяется рассмотрению вопросов экономической интеграции в СНГ, сфере таможенного дела, деятельности СНГ в гуманитарной и правоохранительной областях и др. Учеб ник снабжен приложениями и удобным понятийным инструментарием, который станет хорошим подспорьем для самостоятельной подготовки студентов.

Вместе с тем, материалы учебника не являются исчерпывающими, поскольку СНГ является динамично развивающимся сообществом. Все это обязывает студентов постоянно обращаться: к изменяющейся нормативной базе, разработанной в Содружестве (двусторонним договорам между отдельными государствами – участниками СНГ, к национальным правовым актам, систематически публикуемым в периодической печати и помещаемым на офици-
альном сайте 3 , материалам и информации о новых межгосударственных соглашениях); деятельности высших и иных органов СНГ, государств Содружества; монографиям и научным статьям известных отечественных и зарубежных исследователей, мнениям экспертов.

Формами организации учебного процесса могут являться: лекции, семинарские или практические занятия, консультации и проведение итоговой формы контроля на заключительном этапе. Аудиторная работа, как уже отмечалось, в обязательном порядке сочетается с самостоятельной работой студентов в свободное время, связанной с изучением международных документов и необходимых нормативных правовых актов Российской Федерации.

1. Общая территория государств, входящих в состав СНГ, – более 20 млн. кв. км, население – 282 млн. человек (2016 г.). В странах СНГ сосредоточено около 10,5 % мирового промышленного потенциала и почти 25 % разведанных мировых запасов природных ресурсов. Содружество имеет собственную символику и флаг.
2. Десятилетие Содружества Независимых Государств// Международная жизнь. 2001. No 11. С. 3. Официальный сайт Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств: http://cis.minsk.by.

Интермедия

EMail: intermedia.ph@gmail.com
© ООО «Издательский центр "Интермедия"" (20132014)

ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВИНКИ ЗАКАЗНЫЕ ТИРАЖИ ЧАСТНЫМ КЛИЕНТАМ АВТОРАМ КОНТАКТЫ

Сетевое издание "Электроннобиблиотечная система издательства "Интермедия".
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС7753135 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14.03.2013 г.
Адрес учредителя и редакции: 198334, Россия, СанктПетербург, ул. Партизана Германа, 41218. Телефон редакции: +7(812) 9232239
Главный редактор  Кулакова Т.С.; распространяется круглосуточно; цена свободная; (0+)