В учебном пособии подробно обсуждаются различные аспекты таможенного декларирования и предварительного информирования в электронной форме: правовые, технологические, программно-технические, обеспечения информационной безопасности. Рассматриваются средства и технологии, используемые как участниками ВЭД, так и таможенной службой России.
Пособие ориентировано на студентов, изучающих таможенное дело, а также участников ВЭД, осуществляющих практическую деятельность по декларированию товаров и предварительному информированию международной перевозки товаров.
Оглавление
Введение
Глава 2. Организация управления деятельностью таможенных органов Российской Федерации
Глава 3. Общий подход к управлению деятельностью таможенных органов
Глава 4. Управление деятельностью таможенных органов на основе международных стандартов
Глава 5. Управление таможенными органами с учетом рисков
В учебном пособии представлены организационные и методологические основы управления таможенными органами, раскрыта действующая
организация управления таможенными органами, система показателей и
критериев оценки деятельности таможенных органов, управление таможенными органами с учетом рисков.
Учебное пособие предназначено для формирования у студентов компетенций в управленческой деятельности согласно ФГОС ВО по специальности 38.05.02 «Таможенное дело».
Предназначено для студентов высших образовательных учреждений,
аспирантов, преподавателей, должностных лиц и руководителей таможенных органов и менеджеров организаций.
Федеральная таможенная служба Российской Федерации занимает ключевые позиции в экономической, правоохранительной и социальной политике
государства. В настоящее время значительно возрастают требования к эффективности деятельности таможенных органов России, как в связи с уменьшением международного товарооборота и транзитных перевозок, так и с учетом политико-экономических и социальных изменений, происходящих в нашей стране
и в мировом сообществе в целом.
Деятельность таможенных органов в современных условиях связана с
всеобъемлющим знанием и исполнением должностными лицами ФТС России
быстроменяющихся нормативных правовых и руководящих документов, регулирующих экономическую, финансовую, налоговую и правоохранительную деятельность.
Так Указом Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства
финансов Российской Федерации»4 ФТС России переподчинена Министерству
финансов Российской Федерации. В этой связи ряд направлений деятельности
таможенной службы, функции, структура и организация управления подразделениями претерпели ряд изменений.
В свою очередь, управление – это процесс системного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения целей организации.
Здесь организация – социальное образование, имеющее специально созданную
структуру; деятельность ее подчинена определенной цели5
.
С позиций классической кибернетики управление есть функция системы,
ориентированная либо на сохранение ее основного качества (совокупности
свойств, потеря которых влечет разрушение системы) в условиях изменения
среды, либо на выполнение некоторой программы, обеспечивающей устойчивость ее функционирования или развития в достижении определенной цели.
Определение в зависимости от выбираемого объекта управления отражает два случая: первый имеет место в самоорганизующихся системах (социально-экономических, биологических); второй характерен для технических систем.
В каждом из них предопределяются и два основных подхода к управлению: как
к виду деятельности и как к процессу. В свою очередь, выбор подхода зависит
от специфики и сложности объекта управления и ориентирует на соответствующий спектр методов и средств его анализа и принятия управленческих решений (качественных или количественных). В управлении таможенными органами, которые относятся к типу сложных социо-экономико-технологических систем, в настоящее время доминирующим является первый подход, и в методи-
4 Указ Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. № 12 «Вопросы Министерства финансов
Российской Федерации».
5 В.В. Макрусев. Таможенный менеджмент. СПб.: ИЦ «Интермедия», 2012. С. 92. 8
ческом спектре его доля качественных методов анализа и принятия решений
значительно превосходит долю количественных.
Под управлением будем понимать процесс формирования и реализации
такого целенаправленного воздействия на объект, в результате которого объект
переходит в требуемое (целевое) состояние.
В учебном пособии рассмотрены условия функционирования и развития
таможенных органов России на современном этапе. Обосновывается необходимость дальнейшего развития системы таможенного администрирования и модели управления таможенными органами России, принципы и направления такого развития. Излагаются базовые положения теории управления таможенными системами – проблемы, направления и подходы. Наряду с этим обозначаются ключевые программные документы, определяющие сущность и направления
реформирования системы государственного управления; характеризуются этапы ее реформирования и основные результаты.
Систему, в которой реализуются функции управления, называют системой управления. Система управления в таможенных органах состоит из следующих компонентов: механизма управления, структуры управления, процесса
управления и механизма совершенствования системы управления.
Механизм управления составляют: законы, принципы, цели, методы и
функции управления. Структура управления включает: органы управления,
кадры управления и технические средства управления. Процесс управления –
это деятельность всех звеньев управления по достижению целей управления.
Механизм совершенствования системы управления включает организацию изменений в ней в результате развития объекта управления.
В управлении таможенными органами функции управления занимают
важнейшее место, так как они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и являются отражением распределения обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства
действий при их реализации для получения намеченных результатов.
Классифицируя функции управления в системе таможенных органов, их
можно разделить на общие функции управления, отражающие стадии процесса
управления, и специфические (конкретные) функции управления конкретными
видами оперативно-служебной деятельности таможенных органов.
К общим функциям управления относятся: анализ и прогнозирование
оперативно-служебной обстановки, планирование, организация, регулирование,
учет и контроль.
К специфическим функциям управления в таможенных органах относятся
следующие функции:
▪ управления таможенной деятельностью;
▪ управления финансово-экономической деятельностью;
▪ управления социальной деятельностью;
▪ управления административно-хозяйственной деятельностью; 9
▪ управления развитием таможенной инфраструктуры и капитальным
строительством;
▪ управления всесторонним материально-техническим обеспечением.
Все эти проблемные вопросы требуют тщательного постоянного изучения
студентами вузов, анализа и принятия должностными лицами и руководителями таможенных подразделений управленческих решений в своей практической
деятельности.