ИЗДАТЕЛЬСТВО
НОВИНКИ
ЗАКАЗНЫЕ ТИРАЖИ
ЧАСТНЫМ КЛИЕНТАМ
АВТОРАМ
КОНТАКТЫ
Издательство Интермедия
(812) 923-22-39
intermedia.ph@gmail.com

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО



Таможенное дело

Система управления рисками при осуществлении таможенного контроля.
А.А. Костин

Учебное пособие
ISBN 978-5-4383-0041-0

книга электронная книга pdf новинка

Учебное пособие содержит систематическое изложение актуальных вопросов, касающихся применения таможенными органами Российской Федерации при осуществлении таможенного контроля системы управления рисками. В нем рассматриваются теоретические основы таможенного контроля, вопросы его регламентации, а также особенности его осуществления с использованием системы управления рисками.

Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей, специальности «Таможенное дело», аспирантов, преподавателей, должностных лиц таможенных органов, участников внешнеторговой деятельности.

Оглавление

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

Тема 1. Экономические основы развития системы таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в России
1.1.    Система таможенного регулирования в Российской Федерации
1.2.    Понятие и сущность экономических рисков, их классификация
1.3.    Риски участников внешнеторговой деятельности
1.4.    Риск в таможенном деле как разновидность экономических рисков
1.5.    Области рисков в таможенном деле
Тема 2. Зарубежная практика управления рисками в таможенном деле
2.1.    Опыт применения рисков в таможенных администрациях стран ЕС
2.2.    Анализ практики применения системы управления рисками в странах-участницах ЕС (на примере Великобритании, Италии, Швеции)
2.3.    Система управления рисками в таможенной службе США
2.4.    Система управления рисками в таможенной службе Китая

РАЗДЕЛ II. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

Тема 3. Место таможенного контроля в обеспечении безопасности международной торговли
3.1.    Управление рисками в контексте Киотской конвенции
3.2.    Рамочные стандарты Всемирной таможенной организации и система управления рисками
3.3.    Облегчение условий торговли и контроль
Тема 4. Таможенный контроль и управление рисками в таможенных органах Российской Федерации
4.1.    Понятие и сущность таможенного контроля
4.2.    Принципы таможенного контроля
4.3.    Внедрение СУР в процесс таможенного контроля

РАЗДЕЛ III. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

Тема 5. Система управления рисками
5.1.    Формирование и особенности функционирования СУР
5.2.    Сущность и методы управления рисками
5.3.    Функции таможенных органов при применении системы управления рисками
5.4.    Меры по минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля
5.5.    Проведение таможенного досмотра при наличии
информации о возможном правонарушении или обоснованных предположений о недостоверном декларировании
Тема 6. Элементы системы управления рисками
6.1.    Сбор и обработка информации о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу
6.2. Выявление и анализ рисков. Разработка и реализация мер по управлению рисками
6.3.    Обобщение результатов принятых мер и подготовка предложений
Тема 7. Профиль риска как основной инструмент механизма минимизации рисков
7.1.    Сущность, виды и элементы профиля риска
7.2.    Порядок создания профиля рисков
7.3. Применение мер по минимизации рисков в соответствии с профилями рисков
7.4. Принятие решений структурными подразделениями таможни при проверке таможенной декларации
7.5. Особенности разработки и издания срочных профилей рисков (ориентировок)
7.6. Порядок актуализации и отмены профилей рисков
Тема 8. Особенности применение механизма минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля
8.1.Управление рисками в Таможенном союзе на базе современных информационных технологий
8.2. Проведение выборочного таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, путем их случайного отбора для проведения таможенного осмотра
8.3.Основные направления совершенствования применения СУР

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ I

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Введение

В современных условиях управление рисками представляет собой общую систему организационно-экономических мероприятий в любой сфере хозяйст­вен­­ной деятельности, в том числе и в сфере международной торговли.

Переход России к рыночной экономике обусловил возникновение боль­шо­го круга рисков, с которыми сталкивается каждый из хозяйствующих субъек­­­тов. При этом значительное влияние на развитие национальной эконо­мики оказывают риски, связанные с таможенным администрированием внеш­ней торговли.

Основными направлениями современной внешнеторговой политики России являются развитие внешнеторговых связей, обеспечение экономических интересов России, государственное регулирование внешнеторговой деятельнос­ти. Существенную роль в реализации данного направления играет контроль соблюдения положений таможенного законодательства, который осуществляет­ся с применением системы управления рисками.

В связи с этим использование зарубежной практики управления рисками в таможенном деле стало важным для разработки и внедрения системы управ­ления рисками в деятельность ФТС России, так как обеспечило формиро­вание современной системы таможенного администрирования, пост­роен­ной на приме­­не­нии принципа выборочности таможенного контроля и эффек­тив­ном рас­пре­­де­лении сил и ресурсов таможенных органов.

Система управления рисками в таможенном деле позволяет достичь приемлемого баланса между содействием внешнеторговой деятельности и регуля­тив­ным контролем при отступлении от тотального таможенного конт­роля.

Как правило, в поле зрения системы управления рисками попадают риски недостоверного декларирования, занижения веса и стоимости товара с заведомо неправильно указанным кодом по Товарной номенклатуре внешнеэкономичес­кой деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) в целях занижения размера или уклонения от уплаты таможенных платежей. Поэтому так важно уже в ходе анализа и оценки рисков определить как конкретные области рисков, так и возможные меры минимизации рисков.

В целом, система управления рисками призвана существенно облегчить внедрение принципов содействия внешней торговле, дифференцированного подхода к участникам внешнеторговой деятельности (ВТД). Появляются допол­ни­тель­ные возможности стимулировать и поддерживать добросовестных и законопослушных предпринимателей за счет сокращения или отмены опреде­ленных форм таможенного контроля, что позволяет ускорить внешне­тор­говый оборот, сократить сопутствующие материальные и временные издерж­­ки участ­ни­ков ВТД.

В последнее время проделана значительная работа по совершенствова­нию таможенных операций и таможенного контроля. Основны­ми результатами этой работы можно считать увеличение количества таможен­ных органов, имею­щих достаточную техническую оснащенность для применения электрон­но­го декларирования, а также получения и обработки предварительной инфор­ма­ции, приобретение и введение в эксплуатацию инспекционно-досмотро­вых комплексов в пунктах пропуска через Государственную границу Российс­кой Федерации, а также разработку концепции таможенного контроля после выпус­ка товаров.

С учетом опыта применения системы управления рисками проделана большая работа по оптимизации базовых нормативных правовых документов, регламентирующих использование ее технологий.

Как правило, основные усилия ФТС России сосредоточены на проведе­нии анализа процессов совершения таможенных операций и таможенного конт­ро­ля и издании профилей рисков по ключевым направлениям таможенного контроля. Применение мер по минимизации рисков выразилось, в частности, в достижении таможенными органами следующих значений показателей: так, в течение 2011 года администрировались 102 профиля рисков, разработанных в рамках системы управления рисками (СУР) по направлению контроля таможен­ной стоимости (49% от общего количества профилей рисков, разра­ботан­ных ФТС России). В них включено 5 987 кодов ТН ВЭД ТС, которые охва­ты­вает 66% всей номенклатуры товаров, 76% от общего стоимостного объема и 78% от общего физического объема ввозимых товаров. При применении всех профилей рисков, разработанных ФТС России, было выявлено 3,4 тысячи деклараций на товары, из них при применении профилей рисков, разработан­ных по направле­нию контроля таможенной стоимости, было выявлено около 600 тысяч деклара­ций на товары. В результате применения общероссийских стоимостных профи­лей рисков довзыскано в федеральный бюджет 15,9 млрд рублей, что состав­ляет 73,9% от суммы таможенных платежей, довзысканных в результате кор­рек­тиро­вок таможенной стоимости товаров по всем профилям рисков, разра­ботанных ФТС России1.

Наряду с профилями рисков продолжается работа по формированию «зеленого сектора» – перечня субъектов внешнеторговой деятельности (упол­но­­мочен­ных экономических операторов), перемещающих товары, в отно­ше­нии которых таможенный контроль проводится не в полном объеме.

Необходимость повышения эффективности системы таможенного адми­нист­риро­вания в сочетании с интересами государства и добропорядочных участ­ни­ков внешнеторговой деятельности определила усилия международного сообщества по созданию и внедрению международных стандартов безопаснос­ти и облегчения мировой торговли ВТО, которые адаптируются к российской действительности. К тому же возникает объективная необходимость в разработ­ке теоретических положений, позволяющих совершить переход к новой систе­ме управления рисками в Таможенном союзе ЕврАзЭС, обеспечи­ваю­щей мини­миза­цию рисков посредством адаптации соответствующих современных прин­ци­пов, подходов и методов, а также учета рекомендаций рамочных стан­дар­тов обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли ВТО. Потребность в научном осмыслении и комплексном анализе проблемы управления рисками, ее сложность и многоплановость – все это в целом составляет сердцевину буду­щего таможенного контроля.

В результате изучения материала студент должен:
иметь системное представление:

  • о сущности экономических рисков, а также рисков, возникающих во внешнеторговой деятельности и таможенном деле;
  • о таможенном контроле и формах его проведения;
  • об опыте создания систем риск-менеджмента в зарубежных странах;
  • об особенностях создания и функционирования системы управления рисками в таможенной службе России;

знать:
  • нормативно-правовые основы создания и функционирования системы управления рисками;
  • элементы системы управления рисками;
  • механизм применения мер по минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля;
  • перспективные направления развития применения системы управле­ния рисками при осуществлении таможенного контроля в России;

владеть:
  • специальной терминологией;
  • методами управления рисками;
  • навыками профессионального аргументирования процессов оценки рис­ков и разработки профилей рисков.

Интермедия

Санкт-Петербург
Тел: +7(812) 9232239
E-Mail: intermedia.ph@gmail.com

ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВИНКИ ЗАКАЗНЫЕ ТИРАЖИ ЧАСТНЫМ КЛИЕНТАМ АВТОРАМ КОНТАКТЫ